— Является ли ум человека врожденным качеством или следствием его свободного выбора? – спросил я рава Йонатана Каца.
— Сначала я расскажу тебе анекдот, — неожиданно ответил раввин…
«- Не могли бы вы мне открыть секрет, почему евреи такие умные? – спросил нееврей, зайдя в магазин кошерных продуктов.
— Мы едим специальную кошерную пищу, которая делает нас умными, — не растерявшись, ответил продавец. — Например, в этой банке двадцать кусков селедки, я могу вам продать каждый за доллар, таким образом эта банка обойдется вам всего в двадцать долларов.
Нееврей заплатил деньги и ушел, но на следующий день вернулся с другим вопросом.
— Почему вы продали мне банку селедки за двадцать долларов, ведь я мог купить ее в любом кошерном магазине всего за доллар?
— Я же обещал, что селедка сделает вас умнее, — ответил продавец…»
Выслушав шутку, я открыл слова Маймонида, которые, на первый взгляд, противоречат мнению мудрецов Талмуда.
«Человек обладает свободой воли… Каждый может стать праведником, как Моисей, или злодеем, как Йоровам (который заставлял евреев грешить), мудрым или глупцом, милосердным или жестоким, скупым или щедрым…
Этот принцип имеет основополагающее значение… как написано: «Смотри, Я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие» (Дварим, 11:26), то есть выбор в ваших руках, и все, что человек пожелает, он может совершить, любой из возможных поступков, хороший или дурной» («Законы о раскаянии», 5:1-5).
«Всевышний пожелал, чтобы воля человека была свободной, — заключает Маймонид. — И потому он несет ответственность за свои поступки: если делает добрые дела – заслуживает вознаграждения, если творит зло – наказания»…
«Каждый может стать праведником или злодеем, мудрым или глупцом», — пишет Маймонид. Но его слова, казалось бы, противоречат мнению мудрецов Талмуда, которые утверждали, что в момент зачатия определяется, будет ли человек сильным или слабым, мудрым или глупцом (Нида, 15).
Очевидно, что лишь моральный выбор между добром и злом дан человеку, как сказали мудрецы Талмуда: «Все в руках Небес, кроме трепета перед Небесами». Станет человек праведником или негодяем – выбор лишь в его руках, однако его физические и интеллектуальные способности, его благосостояние определяются Свыше. Так почему же Маймонид утверждает, что каждый обладает свободой выбора – стать не только праведником или злодеем, но и мудрым или глупцом?
«Маймонид, конечно же, не противоречит Талмуду, — ответил рав Кац. – Талмуд утверждает, что каждому человеку даются определенные начальные условия, но то, как он ими воспользуется, только в руках человека».
Каждый из нас наделен от рождения определенными физическими и умственными способностями, однако то, как мы реализуем этот потенциал в жизни, зависит только от нас. Лишь сам человек может совершить моральный выбор и, преодолевая лень, вдохновенно и настойчиво учиться, совершенствоваться во имя исполнения своей жизненной миссии. Об этом писал еще мудрейший из людей царь Соломон: «Начало мудрости – трепет пред Всевышним» (Притчи, 9:10)…
Я видел родителей, которые приводили сыновей в иешиву, потому что в городской школе посчитали их умственно отсталыми. Родители не хотели переводить детей в специальное учебное заведение. «Я знаю, что мой сын никогда не сможет закончить обычной школы, не сумеет сдать необходимые экзамены, — жаловалась мне однажды мама ученика. – Пожалуйста, пусть он просто находится среди нормальных детей!» Однако, соприкоснувшись с Торой, этот мальчик так же, как и многие другие, сдал все экзамены, получил диплом об окончании школы и поступил в колледж. Многие дети, которые продолжили изучать Тору, несмотря на предрекаемую городской системой образования умственную отсталость, достигли успехов в постижении мудрости, демонстрируя выдающиеся способности!
Это не чудо Небес, а человеческий выбор!