Погорячились опричники…

Помните, что кричали опричники Ивана Грозного, врываясь в дома? «Слово и дело»! Девиз-то, право, неплох! Из достойного взят источника. Обошлись с ним, правда, несколько своеобразно.

Тора считает слово делом в очень многих аспектах. К примеру, в начале этой главы обсуждаются правила обетов. «Если человек примет обет…». Учителя наши без восторга относятся к привычке принимать на себя обеты. Слово дорого, а человек зачастую слаб и непредусмотрителен… Но иногда ради борьбы с дурными навыками и обет принять не вредно. Кто может это делать?

Шах выводит из используемого Торой языка парадоксальную штуку: лишь тот, кто властвует над своим дурным началом, может принимать на себя обеты! Ради, так сказать, «последнего штриха», победной точки в борьбе с несовершенной натурой. «Заколдованный круг»…

При этом Шах использует сильное выражение, сопоставляя принятие обета с нарушением порядка вещей в критической ситуации: «время действовать ради Г-спода». Так же описывают поступок пророка Элиягу, принесшего жертву Б-гу на горе Кармель, несмотря на то, что уже действовал запрет на жертвоприношения за пределами Иерусалимского Храма. «Время действовать ради Г-спода, (ибо) преступили они Тору Твою!»

Сама идея обета подразумевает некое ограничение, ограду. Слово «недер», обет родственно с «гедер», забор. Человек запрещает себе нечто изначально разрешённое, если он видит, что пользуется этим разрешённым далеко не лучшим образом. Можно, скажем, объедаться самой кошерной едой, или настолько уйти в общественные заботы, что забыть о собственном образовании и развитии, или же, наоборот, увлечься собой и пренебречь заповедями милосердия. В принципе, ты можешь просто решить, хоть мысленно, и выполнять то, что собрался. Но особая сила обета, строгость наказания за его нарушение делают тебя… скажем, более ответственным и внимательным.

Чуть дальше — «бомба»! Читайте и удивляйтесь. Сперва вступление. Разок в Израиле надумали ввести налог на доходы с акций. Биржа, конечно, заволновалась, журналисты, естественно, пронюхали и бегом к премьер-министру Рабину. Тот в ответ: «Успокойтесь! Пока я в этом кресле, налога на биржу не будет!». Через две недельки бац — налог! Журналисты снова к боссу – и слышат в ответ недоуменное: «Я вам что, правду говорить буду?!». Ещё трогательнее эпохальный афоризм Шамира: «Да, я обещал. Но я же не обещал, что буду выполнять своё обещание!». Поскольку на телеэкранах и в прочих масс-медиа чаще мелькают политики и иные «игроки в слова», народ постепенно привыкает к тому, что слово — это не дело.

Шах разбирает тему снятия обетов. В определённых случаях Тора это позволяет. Например, если человек явно переоценил свои силы или совершенно не представлял ситуации, в которой он будет находиться. Дело в том, что человек, нарушая обет, совершает духовное преступление чрезвычайной важности, оскверняет свою душу и портит мир. Лучше позволить ему снять обет, чем подтолкнуть на его нарушение. Это, скажем, как развод – Тора его не приветствует, но всё-таки оставляет за человеком право исправить ошибку. Если, конечно, все средства сохранить семью исчерпаны. Законами клятв и обетов занимаются два толстенных трактата Талмуда: «Клятвы» и «Обеты».

Внимание! Вот что пишет Шах: «Играющий и торгующий своими словами, берущий их обратно относится к маловерам. Мудрецы весьма не одобряют его. Не исполнить свои слова можно только, если они вырвались необдуманно, и человек плохо понимал, что говорит: молчи, но сказавши – выполняй. Именно об этом говорит Святое Писание: «Остаток Израиля не будет делать мерзостей и злоумышлять словами». Не делай свои слова дешёвыми и будничными, ибо народ Израиля – святой народ у Б-га!».

Мне, писателю, тяжко обтёсывающему и ограняющему слова, сказанное понять легче. Слово – это дело, и дело порой куда более сложное и ответственное, чем творение рук. Увы, сегодня, в эпоху массовой информации и массового производства всё дешевеющих слов, в изгнании находится не только еврейский народ, но и наше величайшее богатство – слово. Мы проигрываем эту войну, и великие истины в глазах людей обесцениваются – ведь они выражены «всего-навсего словами». Зато каждый, для кого слово – настоящее и ответственное дело, возвышает свой народ и всё человечество. Ведь союз между Б-гом и еврейским народом, между Человеком и Б-гом заключён словами!

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Арье Юдасин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора