Самый ранний документ Каирской генизы датирован 750 годом. То есть, этот документ хранился до 882 года вне синагоги Бен Эзра. Всего насчитывается около 300000 документов (750 тыс. фрагментов), но не все еще изучены. Основная масса, содержавшихся в генизе документов, распределена между собранием Шехтера в библиотеке Кембриджского университета — 140 тысяч рукописных документов и библиотекой Еврейской теологической семинарии в Нью-Йорке — 40 тысяч рукописей.
Часть еврейских документов попала в Россию из Каира благодаря настойчивым усилиям ученого с сомнительной репутацией – караима Авраама Фирковича. Фиркович побывал в Каире в 1865 году, где приобрел, по его словам, в караимской синагоге (на севере Каира) рукописи X — XV веков на древнееврейском и арабском языках. Собрание Фирковича (15 тысяч единиц хранения) приобретено царской Россией в 1876 году. Имеют ли отношение документы, закупленные Фирковичем, к генизе в синагоге Бен Эзра или другой генизе, никто достоверно не знает. Тем более что Фиркович был большим специалистом по подделке документов (Уже после смерти Фирковича гебраист А. Я. Гаркави написал фундаментальный труд «Древнееврейские памятники из Крыма», в котором обвинил Фирковича в фальсификации — изменениях в датах и именах на некоторых рукописях и надгробиях, мотивируя это утилитарной целью, которую преследовал Фиркович: доказательством того, что караимы поселились в Крыму до Рождества Христова и как не участвовавшие в распятии Спасителя не должны подвергаться одинаковым с евреями ограничениям. Спор относительно подлинности этих памятников вызвал в 1870 — 1880-х годах довольно обширную литературу, и в настоящее время подделки в некоторых документах коллекции Фирковича не подлежат сомнению). Привезенные Фирковичем из Каира исторические сокровища хранятся в Санкт-Петербурге. Советская власть долгое время закрывала доступ к ним. Лишь после развала СССР началось исследование этих материалов, но путинское государство не спешит раскошелиться на исследования. Небольшие коллекции материалов из Каирской генизы (или других каирских хранилищ) имеются также в библиотеках Канады, Парижа, Франкфурта, Вены, Будапешта и Филадельфии.
Каирская гениза открыла новую эру в иудаике, сопоставимую по значимости с открытиями свитков Мертвого моря. Хотя рукописи генизы намного «моложе» материалов кумранских пещер, но они играют важнейшую роль в исследованиях Ветхого Завета и в гебраистике. В генизе находились документы о жизни евреев в Египте и на земле Израиля со времен Магомета и до крестовых походов, показания евреев — очевидцев о завоевании Святой земли крестоносцами, по истории ислама, по иудео-мусульманским отношениям, по еврейским законам о наследовании, по структуре и взаимоотношениях в средневековой восточной еврейской семье, о переходе в VIII веке хазар к иудаизму.
До открытия генизы об этом временном периоде из-за отсутствия письменных документов почти ничего не было известно. Важны также документы по истории караимов.
Многие документы написаны на арабском языке ивритским шрифтом. Документы генизы охватывают около 35 тысяч лиц эпохи Средневековья, в том числе 350 лиц, вошедших в историю еврейского народа. Среди них Моисей бен Маймон (Маймонид или Рамбам, 1135 — 1204), выдающийся средневековый еврейский философ, писатель и врач. В генизе содержалось свыше тридцати произведений написанных Рамбамом, включая комментарии к трактатам Мишны, и значительное количество писем. Среди документов генизы, написанных Маймонидом, имеется письмо, где содержится просьба выделить средства для выкупа пленных евреев, захваченных крестоносцами в плен в 1168 году в Египте. Чтобы выкупить евреев из плена, в 1170 году Рамбам предпринял интенсивную кампанию по сбору средств, разослав письма с призывом о помощи еврейским общинам Египта. Это было дело, зарекомендовавшее его в качестве общественного лидера еврейского народа.
В Каирской генизе представлен поэт Иегуда Галеви. В генизе обнаружено 200 его неизвестных стихотворений (поэзия Галеви на русском языке: «Сердце мое на Востоке», Библиотека-Алия, Иерусалим, 1990 и «Тридцать три века еврейской поэзии», Екатеринбург, К.-Уральский, 1997).
Найдены труды еврейского философа и врачаСаадия бен-Йосеф аль-Фаюми (1080 — 1145).
Адреса эпистолярных материалов генизы охватывают многие страны: Египет, Палестину, Ливан, Сирию, Тунис, Индию, Уйгурский каганат, Киевскую Русь, Хазарию, Италию, Индию, Испанию и другие. Таковы были масштабы расселения и торговых связей евреев того времени. Каирская гениза содержит личные письма, деловые бумаги и переписку, мирские и судебные документы, религиозные тексты, брачные контракты, медицинские рецепты, музыкальные ноты, детские школьные учебники – изобилие материалов для разносторонних исследований. Документы генизы позволяют познакомиться с грамматикой и лексикой иврита того времени. Коллекция фрагментов составляет религиозную литературу, еретические и мирские произведения от библейских времен до XIX века.
Исследователи также обнаружили многочисленные ценные тома инкунабул — редких образцов первопечатных книг, изданных на Ближнем Востоке в XV столетии. Религиозная литература представлена в тысячах фрагментов из Библии, Талмуда, Мидраша и отражает еврейскую интеллектуальную деятельность и обычаи народа.