– У тебя два уха, но один язык! – пишет в своем бестселлере «Seven habits of highly effective teens» Сиан Ковей, чтобы убедить нас: тот, кто хочет эффективно общаться с людьми, должен меньше говорить и больше слушать!
Еще со школьной скамьи нас учат читать, писать и грамотно говорить. Но где научиться, не перебивая, выслушивать собеседника? А ведь успех общения зависит не от красноречия, а от умения слушать.
В чем проявляется мастерство человека? – спрашивает Талмуд. – В его умении молчать. Любое мастерство требует навыков, пишет рав Исраэль Меир Кохен в своей книге «Хофец Хаим». Всем понятно: для того, чтобы стать искусным оратором, нужно приложить усилия, хотя многим кажется, что нет ничего проще молчания. Стремясь опровергнуть это заблуждение, мудрецы назвали молчание мастерством, которое приобретается великим трудом, – пишет рав Кохен, посвящая чистоте языка свою легендарную книгу «Хофец Хаим».
О пользе молчания говорят все. Но многие ли умеют молчать?
Одни слушают собеседника с блуждающим взглядом, либо делают вид, что слушают. Другие перебивают, торопясь с ответом, критикуя или про себя осуждая собеседника. Следует помнить, что человек делится сокровенным не для того, чтобы получить совет или выслушать нравоучение. Каждый из нас нуждается в том, чтобы его с уважением выслушали и постарались понять.
Нельзя обращать внимание только на текст сказанного. Ведь всего 7% информации поступает к нам словесно, в то время как 40% информации зависит от интонации голоса и 53% – от выражения лица, мимики и жестов. Нам необходимо видеть, слышать и, что самое главное, чувствовать собеседника.
Чтобы понять человека, нужно представить себя на его месте, а не судить о нем исходя из своих позиций и интересов. «Не осуждай человека, пока сам не оказался на его месте», – писали мудрецы в «Поучениях отцов». Тонкое умение ощутить себя на месте другого – это путь к величию.
Почему Моисей удостоился стать лидером народа? Потому что сумел увидеть и ощутить страдания евреев, как сказано: «Вышел Моисей к братьям своим и увидел их страдания» (Бемидбар, 2:11). Но ведь не только Моисей, все видели страдающих еврейских рабов. Все видели «только» глазами, а Моисей – и сердцем: «Моисей обратил к ним глаза и сердце свое, чтобы сострадать им», – объясняет Раши.
Все то время, что Моисей понимал евреев, он защищал их, стараясь оправдать даже за грех золотого тельца. Перестав понимать народ, Моисей уже не мог быть его лидером.
Моисей рассердился на евреев за то, что они жаловались на отсутствие воды в пустыне. Почему? На протяжении сорока лет скитаний по Синайской пустыне он становится пророком, передающим народу мудрость Торы и трижды постится по сорок дней без еды и питья. Связь Моисея с физическим миром и людскими нуждами становилась все слабее. Перестав понимать проблемы людей, Моисей перестает быть их лидером, заключает рав Авраам Тверский в своей книге “Living Each Day”.
Тогда Моисей просит Всевышнего назначить нового лидера: «Пусть назначит Всевышний, который знает дух всех людей, человека над этой общиной».
Почему сказано «дух всех людей»? – спрашивает Раши. – Так сказал Моисей: «Всевышний, Тебе открыт дух всех отличных друг от друга людей. Назначь же им лидера, который будет терпеть каждого и подходить к каждому в соответствии с его духом».
Всевышний указал Моисею назначить главой народа «Егошуа – человека, в котором есть дух». «Чтобы сумел он понять дух каждого», поясняет Раши.
Не только лидер народа или глава семьи, но и каждый из нас должен научиться понимать окружающих, с вниманием относясь к их нуждам. Для этого – научиться слушать не только ушами, видеть не только глазами, но и чувствовать сердцем!