Окончание. Начало в № 942
После двух месяцев пребывания в Лондоне в ожидании матча со знаменитым Говардом Стаунтоном Полу Морфи изрядно надоело выслушивать его отговорки, и он уехал на континент.
В том году он был в зените популярности. В Париже тёплыми осенними вечерами молодого американца можно было видеть в модном «Кафе де ла Режанс», где он демонстрировал посетителям свои поразительные шахматные способности.
Здесь он обыграл Давида Горвица, здесь он выиграл ряд партий у ведущих мастеров Франции, в том числе у Пьера-Шарля Фурнье де Сент-Амане, который после сыгранных партий утверждал, что американец мог с успехом для себя давать фору любому из соперников.
Пол Морфи выиграл партии у Жоржа-Андре де Ривьера, у Жака Прети, Пьера Журну и у многих других французских шахматистов.
Не мог упустить случая сыграть с новой блистательной знаменитостью прославленный виртуоз и маг комбинационной игры, никем в то время не битый Адольф Андерсен. В декабре 1858 года он специально прибыл в Париж, чтобы сыграть матч с Полом Морфи. Захватывающий поединок ознаменовался яркой победой американского шахматиста со счётом 8:3.
Современники объясняли феноменальные успехи Пола Морфи исключительно его комбинационным дарованием. Однако партии, сыгранные в матче Пол Морфи – Адольф Андерсен, свидетельствуют о том, что превосходство американца проявилось главным образом в области стратегии.
В комбинационной игре Адольф Андерсен не уступал Полу Морфи. Первостепенной задачей Морфи считал мобилизацию сил и достижение перевеса в развитии фигур. Чтобы избежать потери темпа или чтобы создать трудности в развитии сил противника, он прибегал к жертвам.
Александр Алёхин, прекрасно знавший наследие Пола Морфи, охарактеризовал его так: «Сила Пола Морфи заключалась в глубоко продуманной позиционной игре преимущественно агрессивного характера».
После матча с Адольфом Андерсеном парижане носили на руках заокеанскую знаменитость, его чествовали на многих банкетах, а молодые француженки из столичного бомонда были весьма благосклонны к победителю. Пол Морфи не чуждался светских утех и охотно принимал приглашения своих знатных болельщиков.
Однако наступает время возвращения домой в Америку. Пола Морфи, возвратившегося весной 1859 года, Америка встретила как героя. Но он не оставлял своей заветной цели – сыграть матч с Говардом Стаунтоном и непременно его победить.
С этой целью в 1861 году он вновь совершает длительный вояж в Англию. А тот вновь уклоняется от встречи с шахматным фаворитом.
Огорчённый вторичной неудачей, Пол Морфи перед отъездом в Америку провёл в Англии ряд сеансов одновременной игры вслепую против шахматистов Лондонского и Сент-Джорджского клубов, а также сеанс вслепую в Сент-Джорджском клубе против мастеров Тима Барисона, Сэмюэла Бодена, Генри Берда, Иоганна Лёвенталя и Жоржа-Андре де Ривьера.
По возвращении на родину Пол Морфи столкнулся с неразделённой любовью к подруге детства. Эта трагедия сильно повлияла на его психику, и он внезапно оставил шахматы. Ему тогда было всего 24 года. Формальным поводом послужил инцидент, спровоцированный самим Полом. Он объявил, что будет играть с любым партнёром лишь при условии, что даст тому фору – пешку и ход.
По-видимому, шахматисты сочли эти условия унизительными, и никто не откликнулся. С тех пор Пол Морфи в соревнованиях больше никогда не участвовал. Он отклонил вызовы на матчи Луи Паульсена в 1859 и 1960 гг., а также Игнаца Колиша в 1861 и 1863 гг.
И вот вместо недавней славы наступило почти полное забвение. После трагедии с любимой девушкой Пол Морфи никогда не женился и был совершенно одинок. Адвокатская практика в родном Новом Орлеане не удавалась. Ему едва перевалило за сорок, когда окружающие заметили у него признаки невменяемости.
Жители Нового Орлеана с грустью наблюдали, как их земляк, ещё недавно знаменитый на весь мир шахматный гений, бесцельно бродит по улицам, что-то бормоча, выпрашивая деньги и кляня любого, кто неосторожно упоминал о шахматах.
Пол Морфи умер в полном забвении и одиночестве в 1884 году. Ему едва исполнилось 44 года. Его нашли мёртвым в ванне. Врач констатировал смерть от апоплексии.
Пола Морфи называли гордостью и печалью шахмат. Многие искали и продолжают искать ключ к загадке Пола Морфи. Психоаналитики объясняют случившееся с помощью стандартных фрейдистских версий. И это, возможно, убедительно для тех, кто верит в подобные вещи…
А вот что писал патриарх советских шахмат экс-чемпион мира Михаил Ботвинник о шахматном творчестве Пола Морфи и о его вкладе в шахматную сокровищницу: «До сих пор Пол Морфи является непревзойдённым мастером открытых игр. Насколько велико его значение, видно из того, что ничего нового после Пола Морфи в этой области создано не было. Каждый шахматист – от начинающего до мастера – должен в своей практике снова и снова возвращаться к творчеству гениального американца».
Пол Морфи прожил 47 лет, а не 44.