Буря в стакане

Недавно в Ашдоде произошла трагедия: одна соседка прогневалась на другую из-за пролитого на белье кофе и ударила ее ножом. 34-летняя мать двоих детей была на восьмом месяце беременности. Врачи сделали ей кесарево сечение и продолжают бороться за жизнь младенца. Однако мать спасти не удалось.

Во время защиты на предстоящем суде, скорее всего, женщина будет утверждать, что не хотела убить соседку, но не смогла сдержать гнева. И действительно, факт, что преступление совершено в состоянии вспышки гнева, будет считаться облегчающим обстоятельством и может повлиять на приговор. Законодательства многих стран предусматривают наиболее строгие наказания за преднамеренное убийство, запланированное и совершенное с холодным рассудком, в то время как убийство, совершенное в приступе ярости, считается меньшим злом. Получается, что законодатели проявляют некое понимание того, как трудно контролировать вспышку гнева, что понижает уровень ответственности человека, совершившего преступление.

Еврейская традиция соглашается с тем, что человеку может быть трудно справиться с импульсами агрессии. Трудно, но возможно. То есть это находится в рамках свободного выбора человека, за который он несет полную ответственность. «Адам муад леолам» — «человек несет ответственность за свои поступки», утверждает Талмуд.

Разгневанным человеком начинают управлять силы ада, утверждает Талмуд (Недарим, 27). Если он теряет контроль над собой, то таким образом передает контроль над собой силам, способным нанести ему и другим разрушительный ущерб. Речь идет не о чувстве гнева, а о том, как человек проявляет гнев в словах и поступках, подчеркивает рав Авраам Тверский в своей книге «Living each day» (с. 335). Мы не виноваты в том, что испытываем неприятные чувства, переживая обиду, унижение, материальные потери. Конечно, осознание того, что Всевышний правит миром и что «все, что ни делается — к лучшему», может помочь человеку смириться с реальностью. Однако отнюдь не всегда мы можем управлять нашими чувствами, в то время как проявления этих чувств в наших руках. Слишком часто мы срываемся в минуту гнева, «поднимаем руки» перед лицом испытания. Но мы можем добиться гораздо большего контроля над собой, чем думаем. Не случайно Тора предъявляет нам высокие требования, запрещая «мстить и помнить зло»…

Моисей боролся за Исход евреев из Египта и вел народ по пустыне в Страну Обетованную на протяжении сорока лет скитаний. Однако он не смог реализовать свою мечту и войти в Святую Землю. Всевышний наказал его за, казалось бы, незначительный проступок.

Когда после смерти Мирьям исчезли источники воды в Синайской пустыни, евреи «собрались против Моисея и Аарона». Народ начал спорить с Моисеем: «Зачем вы вывели нас из Египта, чтобы привести в это гиблое место?» («Бамидбар», 21:27). Тогда Моисей назвал их «бунтарями» и в сердцах ударил посохом по скале, из которой в конце концов пошла вода. И Всевышний объявил, что в наказание за это Моисей не сможет войти в Страну Израиля.

Почему Моисей был так строго наказан? Маймонид объясняет, что Моисей был наказан не столько за то, что сказал и сделал, как за то, что сделал это в гневе. Гнев явился не облегчающим обстоятельством, а главной причиной строгого наказания! Конечно же, этим рассказом Тора преподносит урок каждому из нас: гнев недопустим. Мы можем, а потому должны научиться брать свой гнев под контроль!

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Лев Кацин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора

1 комментарий к “Буря в стакане

  1. С гневом Вы правы,хотя большинство евреев не способны совладать с ним. Но, как добиться, если не положительного, то хотя бы какого-то ответа от Вас на мои просьбы и мольбы.

Обсуждение закрыто.