Глубинная кавана в молитве Шма

Молитва «Шма» — одна из немногих, где задействованы руки.

Читая «Шма», мы правой рукой прикрываем глаза. Мужчины во время утренней молитвы, читая «Шма», левой рукой сжимают собранные вместе нити четырех кистей цицит, свисающих по углам талита.

Есть простая кавана во время чтения первого предложения «Шма» — думать о единстве Вс-вышнего, т. к. текст говорит о том, что Б-г един (Ашем Эхад).

Если мы хотим усилить эффект от этой молитвы и сделать его более глубинным, мы можем добавить кавану, связанную с нашими руками.

Правая рука реализует идею «ор пними» (внутренний свет), левая рука — «ор макиф» (охватывающий свет).

Мы представляем себе, что правая рука, прикрывая глаза, как бы перенаправляет наш взгляд из внешнего мира в мир внутренний. Этим она как бы направляет свет внутрь нашего мира (ор пними) .

В районе глаз находится также наш мозг. Поэтому человек может представить, что взгляд, отражаясь от правой руки, как бы «входит» в наше сознание, «освещая» его.

Разберем эту идею глубже.

Человек живет во внешнем мире, который выглядит многообразным. Но, говоря в молитве «Шма», что Б-г един, мы выражаем идею, что за всем разнообразием внешнего мира стоит единая сила — Вс-вышний, который объединяет это многообразие.

Человек обладает своим внутренним миром. Ему кажется, что во внутреннем мире он сам хозяин.

Т. е. внутри себя мы как бы подобны Б-гу, «централизованно» управляя своими мыслями, намерениями, желаниями, мотивами, эмоциями.

Благодаря открытиям Фрейда и других психологов человечество узнало, что наш внутренний мир не един, а раздроблен. В нем присутствует множество разных сил, которые часто спорят между собой, противоречат друг другу, и значительная часть этих сил «не спешит» подчиняться нашему сознанию. Часть этих сил находится в подсознании и нами не осознается.

В еврейской терминологии мы говорим о двух «лагерях» в нашем сознании — ецер а-тов — это те силы, которые хотят участвовать в служении Вс-вышнему, и ецер а-ра — оппонирующие им силы.

В самом начале «Шма» мы читаем фразу «люби Б-га твоего бехоль леВаВха». Стандартный перевод говорит «Люби Б-га всем твоим сердцем». Комментаторы обращают внимание на нестандартность слова «леВаВха». Слово «твоим сердцем» надо писать с одной буквой бет — левха. В написании вместо одной используются две буквы бет. Мудрецы говорят, что они обозначают два наших внутренних начала, находящихся в сердце — доброе и злое (ецер а-тов и ецер а-ра). Фразу надо понимать как «люби Б-га обоими ецерами». Любовь обоими ецерами — это стремление к внутреннему единству.

Есть такой образ, что те силы, которые находятся к нам в оппозиции (ецер а-ра) — они как бы «прячутся в тени» (в подсознании).

И когда мы прикрываем глаза ладонью, то мы можем представить себе, что впускаем свет во внутренний мир, и этот свет, освещая «теневую» часть подсознания, помогает ей тоже полюбить Б-га. В результате образ этого внутреннего света создает внутреннее единство (обоих ецеров). И говоря в молитве «Шма» о единстве

Б-га, мы с помощью образа света стремимся к единству своего внутреннего мира, которое становится подобным единству мира внешнего.

Продвинемся на уровень глубже.

На языке Каббалы правая рука — выражает хесед, левая рука —гвуру.

Хесед в частности обозначает любовь. Мы можем представить себе, что мы направляем внутрь себя любовь, которая помогает нам полюбить свой ецер а-ра. А сам ецер а-ра с помощью этого света начинает любить Вс-вышнего.

Мужчины левой рукой сжимают нити цицит, продетые в четыре угла талита — белого «покрывала», в которое обернут мужчина во время молитвы.

На мистическом языке талит символизирует свет, окружающий (или обнимающий) нас (ор макиф), или другими словами, духовное измерение внешнего мира.

Левая рука — Гвура — это сила и строгость. Читая молитву «Шма», мы представляем себе, что мы своей «властной» рукой сжимаем «нити управления» окружающего мира. То, что нити с четырех углов собираются вместе в кулаке нашей левой руки, помогает нам образно прочувствовать единство Б-га, о котором говорится в молитве «Шма», проявленное через качество гвура.

Хорошей вам молитвы!

Опубликовал: Меир БРУК

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора