Палестинское государство было уже почти провозглашено, в третий раз в октябре 2000г. 1 октября 1948 г. ерусалимский муфтий Амин эль-Хуссейни, стоя перед палестинским национальным собранием, объявил о существовании всепалестинского правительства. В его фантазиях это государство уже управляло Газой и скоро должно было
распространить свой контроль на всю Палестину. Разумеется, оно было рождено с полным составом министров и с величественной декларацией Палестины как свободного, демократического и суверенного госудрства. Но всё это было обманом. Газа находилась под управлением Египта, министры не имели за чем надзирать, палестинская власть никуда не распространилась и вся эта показуха быстро испарилась.
Спустя ровно 40 лет, в октябре 1988г., на собрании палестинского национального совета вновь было провозглашено палестинское государство, на сей раз это сделал Я.Арафат. В определённой степени это государство было ещё больше призрачным, чем первое, будучи провозглашённым в Алжире, отделённом от Израиля почти 3 000 км и 4 границами, оно не контролировало ни одного см территории, на которую оно претендовало. Несмотря на необыкновенное внимание, кото
рого удостоилась алжирская декларация ( «Washington Post» поместила статью на первой странице «PLO proclaims Palestinian State»), это событие также кануло в небытие, как и провозглашение государства в Газе.
Другими словами, ещё одно провозглашение палестинского государства проходило бы по той же хорошо протоптанной дорожке. Мы не знаем, что говорилось бы в нынешнем заявлении, но, видимо, как и в 1988 г., декларация объявила бы, что «палестинский арабский народ образовался как нация в античной древности».
На самом деле «палестинская нация» берёт своё начало не в античной древности, а в 1920 г. Никакого «палестинского арабского народа» не существовало ёщё в начале 1920 г., но уже к декабрю начала складываться сходная с сегодняш-
ним днём ситуация.
До конца 19 в. жители региона между рекой Иордан и Средиземным морем считали себя мусульманами и чувствовали гораздо большую связь с далёкими мусульманами, нежели с близкими к ним христианами и евреями. Живя в этом рай-
оне, они не ощущали никакой политической общности. И тогда в регион начала просачиваться идеология европейского национализма — идея власти, которая сочетает в себе духовное начало народа, — что было совершенно чуждо, но казалось привлекательным жителям Ближнего Востока. Как же было применить этот идеал на практике? Кто принадлежит к этой нации и где будут проходить её границы? Эти вопросы вызывали огромные дебаты.
Некоторые были такого мнения, что жители Леванта являются нацией, другие утверждали, что только говорящие по-арабски жители Востока или все мусульмане.
Но никто не предлагал «палестинскую нацию». И на это были серьёзные основания. Палестина тогда являлась светским названием Эрец Исраэль или Терра Санкта и воплощала она еврейские и христианские концепции, абсолютно чуждые мусульманам и даже вызывавшие у них отвращение.
Неприятие этих концепций было подтверждено в апреле 1920 г., когда Англия захватила всю «Палестину». Мусульмане испытывали подозрительность, и видели в этом победу сионизма. К тому же их беспокоило, нет является ли это возрождением крестоносцев. Никто из известных мусульман не высказался за образование «Палестины», все были против. Вместо этого, мусульмане на запад от Иордана присягали на верность Дамаску где правил троюродный дед короля Иордании Абдулла 11, они относили себя к южной Сирии.
Интересно, что никто не ратовал больше за верность Дамаску, чем молодой человек по имени Амин эль-Хуссейни. Но в июле 1920г. Франция низвергла хашемитского короля, тем самым похоронив саму идею о южной Сирии.
Отрезанные апрельскими и июльскими событиями от идеи южной Сирии, мусульмане Палестины долго не горевали. Один знаменитый житель Иерусалима позволил себе заметить буквально через несколько дней после падения хашемит-
ского королевства, что «после недавних событий в Дамаске, нам нужно совершить абсолютный поворот в наших здешних планах. Южная Сирия больше не существует. Значит, мы должны защищать Палестину.»
Следуя этому совету, арабское руководство в декабре 1920 г., приняло идею об основании независимости палестинского государства. И в течение нескольких лет Амин эль-Хуссейни возглавлял эти усилия. Другие национальные отождествляющие : сирийские, арабские и мусульманские- продолжали конкурировать десятилетиями с палестинской идеей, пока последняя сумела в конце концов подмять под себя все остальные. Недавно приобретённая национальная идея «палестинского народа» не имеет корней и возможно так же быстро исчезнет, как появилась.
перевод Н.С.Шварц