Как и должно танцевать выходцу из Могучего. Вы ещё помните, что выражение «танцевать от печки» означает «всегда начинать с основ»? Перед Днём дарования Торы мне захотелось наконец-то разобраться: что Тора такое? В этом году праздник Шавуот попадает на недельную главу «Насо», а поскольку случайного в мире нет, я решил в поисках решения полистать эту главу. И получил подсказку от Шаха.
«И вот закон («тора») назира (отшельника) по исполнении времени его отшельничества… и принесёт жертву». Рабейну Бехайя пишет, что смысл жертвы в конечном итоге непонятен. Это — непостижимое веление Создателя. Ведь данный тип жертв («ашам», буквально «виновен») приносят за нарушение предписывающей заповеди. Он же ничего не нарушал!
У мудрецов есть взаимоисключающие объяснения причин жертвы. По одним, назир виноват именно тем, что лишил себя части дозволенных ему благ. И хотя он при этом исполнял заповедь и о грехе не может быть речи, жертва по окончании назирейства призвана искупить «привкус» излишнего самоотречения. «Мало тебе того, что уже запретил Создатель?..»
Другая позиция прямо противоположна. Рамбан видит элемент греховности не в самом акте назирейства, а в его прекращении! Человек был отделён от некоторых искушений (в частности от вина — одного из самых больших в мире «провокаторов глупостей»). И должно бы ему оставаться в этом состоянии всю жизнь! Но он возвращается к мирским заботам и страстям и за свою уступку дурному началу приносит повинную жертву.
«И всё-таки, — пишет Шах, — смысл жертвы ясен не до конца. Ведь Тора нигде не использует по этому поводу язык греха и искупления! Ответ даст только Каббала». Коротко суть этого ответа в следующем. Человек за время своего отшельничества поднялся на более высокий духовный уровень, «ближе к корню Б-жественного милосердия». Теперь он возвращается к обыденной жизни, и это выглядит так, словно он собрался спуститься с достигнутого уровня святости. Поэтому, дабы «продлить высший свет» в его привычную жизнь, Тора обязывает еврея принести жертву (на иврите «корбан» — от корня «лекарев», приближать, в смысле приближения к Б-гу). В заслугу этой жертвы приходит особое благословение. И тогда новая реальность жизни человека, обретённая им духовность со временем смогут действительно стать его «владением». Его личностью, его энергией и способом отношений с миром.
Дело в том, что духовность, не испытанная в ежедневной практике, «духовность в тепличных условиях» отшельничества – это лишь первый шаг настоящего духовного подъёма. Упрощая, можно сказать, что вся жизнь сего мира – лишь испытание и воплощение идей. Тех идей, которые Создатель изначально заложил в твою душу — «частицу Б-га свыше». Как стремление и как возможность, не больше! И, в дополнение к этому – тех возвышенных и чистых идей, которые Он подарил нам в своём учении. Поэтому-то в Торе так много практических деталей и заповедей.
Всё-таки мне кажется, что лишь это прикосновение к ответу на вопрос «что такое Тора?». Неопределимое словом, вечное бытие, выраженное, насколько это возможно, обыденным языком? Верно, но, как заявлено в бородатом анекдоте, «на нэт и суда нэт!». И что это знание даст мне практически? «Тора — способ связи с высшей и абсолютной реальностью»? Да, но на это, порой не без оснований, претендуют многие религии и философии. «Система совершенствования человека»? Несомненно, но есть и другие «системы». Школа воспитания и познания? Снова «да», и снова это можно отнести ко многому. Источник высшего света? Ответ аналогичен. Всеобъемлющее знание о мире? И на это многие претендуют. Наследие наших отцов? Да, а в чём оно состоит?.. Учение об уникальности еврейского народа? Опять – здесь лишь часть ответа, ведь немалая доля текстов Письменной Торы, солидное число моральных заповедей, исторических, «метафизических» и «физических» знаний Торы относится ко всему человечеству. К каждому в нём.
Я нашёл всего лишь одно «определение» слова «Тора», которое с практической стороны меня пока устраивает. «Тора – это знание о том, что в жизни есть смысл, цель и ответственность». И жизнь в соответствии с этим знанием.
Речь не только о жизни в целом или о её отдельных «звёздных моментах». Нет, о любом мгновении, о каждом нашем поступке и о каждой ситуации, в которой мы по Его воле оказываемся. Вы можете предложить лучшее «определение»?