В шахматах, которые сейчас культивируются в мире по воле Илюмжинова, царит полный хаос. За примерами не нужно далеко ходить. Обратимся к недавнему матч-турниру, который проводился в Мехико в 2005 году.
Встречалось ли когда-нибудь в спорте такое, чтобы второй, третий и четвёртый призёры предыдущего чемпионата были допущены к следующему, а их победивший шахматист, шутя с ними расправившийся – нет?
Так вот, в Мехико отсутствовал главный герой шахмат 2005 года Веселин Топалов. По этому поводу ФИДЕ посчитала, что она (Федерация) свято чтит правила, а болгарин, мол, сам виноват, подписав условие, по которому в обойме остаётся только победитель матча Владимир Крамник (Веселин Топалов, проиграл ему матч в Элисте, то есть занял второе место). И теперь Веселин Топалов должен будет сыграть с ним матч-реванш на звание абсолютного чемпиона мира, хотя на пути к финальному матчу с Владимиром Крамником он победил всех указанных призёров. Нонсенс!
На самом деле за последние лет десять ФИДЕ в основном занималась тем, что отменяла её же принятые правила. Кстати, и поединок Веселина Топалова с Владимиром Крамником в Элисте был вне закона, ибо россиянин отказался играть в Аргентине. Болгарский чемпион не обязан был встречаться с ним и долго колебался, стоит ли.
Существенно и другое. Перед этой встречей двух шахматных корифеев в Элисте ФИДЕ ввела положение, согласно которому гроссмейстер с рейтингом выше 2700 пунктов имеет право «бросить перчатку» чемпиону мира, правда, если обеспечит призовой фонд в миллион долларов. И почти сразу после скандального матча Веселин Топалов вызвал Владимира Крамника на матч-реванш. Но ФИДЕ усомнилась в надёжности болгарского банка, выделившего необходимую сумму в полтора миллиона долларов.
А какие гарантии представлял Кирсан Илюмжинов во всех чемпионатах мира ФИДЕ, кроме своего честного слова? Да никаких!
Спустя некоторое время болгарская сторона и её главный спонсор миллионер Сильвио Данаилов назвали банк, который ни у кого не вызывал сомнения. Значит, всё в порядке? Не тут-то было. ФИДЕ объявила, что поезд ушёл, он уже по дороге в Мексику, где открывается новый матч-турнир на первенство мира.
Подводя итоги, следует отметить, что ФИДЕ провела первый матч — Владимир Крамник – Веселин Топалов — вне правил, а другой, как раз отвечающий им, просто «заиграла»! В качестве компенсации Веселин Топалов получил возможность гипотетической встречи с чемпионом – она должна была состояться лишь в том случае, если бы Владимир Крамник стал в Мехико первым, то есть чемпионом мира. В прежние годы чемпион мира поджидал претендента № 1, нынче же всё было наоборот: претендент (никуда не допущенный) ждал своего чемпиона. А на практике Топалов ждал Крамника.
Теперь мы знаем, что не дождались! Забавно, что Топалов во время матч-турнира был самым заядлым болельщиком Владимира Крамника. Конечно, Веселина Топалова и его спонсора Сильвио Данаилова можно упрекнуть в нарушении этики в Элисте (вспомним туалетный скандал). Но какое это имеет отношение к общепринятым спортивным правилам?
Конечно, в Мехико 2007 года Владимир Крамник был не прочь пополнить свою коллекцию лавровых венков, но вряд ли он мечтал снова вступить в спор с Веселином Топаловым и его спонсором-менеджером Сильвио Данаиловым. Вполне вероятно, что во время чемпионата он невольно задумывался о возможном альтернативном варианте. Тем более что ФИДЕ придумала ещё один неожиданный поворот: при любом результате, даже в случае последнего места (чисто гипотетический вариант), Владимиру Крамнику был гарантирован матч-реванш с победителем мексиканского марафона, что особенно возмутило всегда спокойного и уравновешенного Вишванатана Ананда.
Он говорил об этом и до старта, и во всех интервью после завоевания короны: «ФИДЕ слишком часто меняет правила. Не успеешь привыкнуть к одним, как вводятся другие. Не удивлюсь, если завтра из какого-нибудь интервью узнаю, что ФИДЕ ввела очередное новшество. О возможном матче с Владимиром Крамником я пока не думал. Это одна из привилегий, которые щедро раздаёт ФИДЕ. Мне она представляется смешной».
Президент ФИДЕ Кирсан Илюмжинов должен прислушиваться к мнению и высказываниям таких шахматистов, как Вишванатан Ананд, Владимир Крамник, Веселин Топалов и всех гроссмейстеров, входящих в ФИДЕ.
Его творения не воспринимаются как известными гроссмейстерами мира, так и их болельщиками. За всё своё правление ФИДЕ с 1995 года, Кирсан Илюмжинов разрушил стройную и чёткую систему по выявлению чемпиона мира, созданную Михаилом Ботвинником, не создав ничего взамен.
Но лучшие шахматисты мира исполняют все новшества Кирсана Илюмжинова, ибо они — шахматисты-профессионалы, а шахматы дают им возможность жить.
Из приведенных сведений о спортивных достижениях Вишванатана Ананда и о количестве турниров и матчей с его участием, читатель мог убедиться, каких физических, психологических, духовных и умственных сил требует эта с виду спокойная игра. А главный фактор, обеспечивающий шахматный потенциал выше других, зависит от уровня харизмы, которой Вишванатан Ананд обладает в полной мере и выше, чем у других.
Именно этим он превосходит своих оппонентов и постоянно обыгрывает их во всех престижных международных соревнованиях – как в турнирах, так и в матчах. И сколько же сил и здоровья отнимает у индийского чемпиона мира постоянные далёкие перелёты, гостиницы, подготовка к ответственным соревнованиям. Нужно учесть, что нелегко готовиться к турнирам, в которых могут участвовать до пятнадцати шахматистов, и к каждому нужно подобрать свой ключ успеха.
Трудное это дело, и помогает ему величайшая шахматная харизма, которая, как айсберг, всем любителям и специалистам этой изумительной игры видна своей верхушкой. А то, что находится «в воде», известно только самому Виши.
А ещё, как известно, во время подготовки к ответственным соревнованиям и во время их проведения у шахматиста многое зависит от его душевного настроя. Настрой на борьбу, заряженность на победу определяет в конечном счёте поединок.
Каждый шахматист знает об этой проблеме, и каждый решает её по-своему: иногда с помощью тренеров, психологов и других специалистов. Боевой дух шахматиста формируется самыми различными способами.
Продолжение следует