Еврейская традиция обладает уникальной способностью описывать одни и те же процессы в разных моделях.
Рассмотрим главную идею сфират а-омер.
Согласно исторической модели, мы в эти дни грустим о смерти учеников рабби Акивы. Каждый из них был очень заинтересован в собственном духовном пути и абсолютно не интересовался путем коллег — других учеников. Сказано, что за такой подход к жизни Вс-вышний их наказал, и они умерли.
А теперь сравним Каббалистическое описание сфират а-омер.
Сорок девять дней состоят из семи недель, каждая неделя представляет одну из семи нижних сфирот. Каждый день недели мы изучаем, как данная сфира проявляется в качествах других сфирот. Т. е. каждая сфира развивается, обучаясь опыту других сфирот. Так, например, в неделю хесед мы изучаем аспекты гвуры в хеседе, тиферета в хеседе и т. д. Говорит Каббала, что наш мир создавался в несколько этапов.
Вначале были созданы сфирот, которые не взаимодействовали друг с другом. И от «замыкания» на самих себе сфирот не выдержали
Б-жественного света и развалились. Далее Б-г реорганизовал систему сфирот, и теперь каждая сфира содержит в себе аспекты остальных сфирот, и все они таким образом взаимодействуют друг с другом.
Если мы сравним два описания, то увидим, что на разных «языках» говорится об одном и том же процессе. Только на языке человека говорится о людях, которые не интересовались друг другом, а на языке Каббалы говорится о сфирот, которые не были заинтересованы во взаимодействии друг с другом. Абсолютно та же модель!
А что значит учиться друг у друга и взаимодействовать?
Есть Каббалис-тическое объяснение смысла галута — рассеяния евреев среди других народов. Говорит мистика, что мы — евреи должны заинтересоваться опытом других народов (среди которых Вс-вышний нас поселил) и освоить этот опыт. Но в деле освоения опыта нужно особое искусство.
Каждый опыт состоит из «искры» и «скорлупы» (на иврите — клипа). Клипа — это плохие качества народа, перенимать которые нам не следует. Искра — это внутренняя духовная сила. Это напоминает искру зажигания в автомобиле. Искра создается в самой «сокровенной» глубине машины, но без нее машина не сдвинется с места. Почему мудрецы часто говорят нам о том, что необходимо отделяться от неевреев. Чаще всего человек перенимает самое поверхностное, наносное и вредное для себя (junk). То, что мы называем ассимиляцией, обычно и заключается в примитивном желании «надеть» на себя внешние и поверхностные формы самовыражения, присущие другому народу.
Настоящая же цель — это распознать «искру» народа, то, ради чего Вс-вышний дал этому народу право на осмысленное существование, и перенять именно ее. Такой интерес к глубинной сущности других народов является важнейшей духовной задачей. Мы должны научиться «формулировать» эту искру. После этого мы должны сами научиться этому качеству. И одновременно остерегаться вредных влияний. В этом процессе на современном этапе существует два важнейших и очень интересных фактора. Во-первых, главная цель создания Государства Израиль — это собрать всех евреев, которые должны принести искры (опыт) от тех народов, среди которых они жили.
И израильское общество должно так выстроить свою жизнь, чтобы каждая группа евреев смогла предложить стране те искры, которые она «привезла» с собой из многовекового галута. Евреи Израиля должны не «разбегаться», а осознать ту уникальную возможность, которую даст стране «коллекция» собранных «искр».
И, во-вторых, у нас сложилась необычная категория евреев — русско-американские евреи.
Дело в том, что и русская, и американская культуры обладают своими особыми качествами. В частности, американцы более экстравертны, русские более интравертны. И если еврей сможет воспринять сильные стороны обеих культур, то такой опыт сделает его носителем уникальных духовных и творческих качеств.
Но не забываем, что мы должны развивать именно «искры», перенятые от народов, а не внешнюю скорлупу.
Мы видим, что сейчас в еврейском мире формируются две уникальные общности — Израиль с полной коллекцией искр от всех народов мира, но привнесенных через разные группы («одноискровых») евреев и русско-американское («двухискровое») еврейство, которое внутри одной группы осваивает опыт уникальной интеграции дополняющих искр.