Действительно, откуда? Моё чувство справедливости отчаянно протестует! С чего это твердит Тора: «Никогда Я не заменю Мой народ ни на какой другой»? В заслугу праотцев — а если дети не пойдут их путями? Да и что это за «наследственная духовность»? Право, куда симпатичнее неевреи — мать Тереза и Рамакришна, чем, скажем, Беня Крик или прокурор Вышинский!
Тут я не одинок. На сходном чувстве «ущемлённой справедливости» выстроили свои религии христиане, мусульмане и многие новые секты. Вопрос «Почему евреи?», вынесенный в заглавие популярной книги по истории антисемитизма, правильней задавать в этом контексте. Ответ прибережём для конца статьи, а сейчас посмотрим, как судят нас в День милосердного Суда, Йом Кипур? «И исповедается (первосвященник) над ним (жертвенным козлом) во всех умышленных грехах детей Израиля, во всех их преступлениях и во всех необдуманных проступках». Шах поясняет, что нормальный порядок «видуя», покаянной молитвы, идёт «по возрастающей»: за грехи неумышленные, за преднамеренные (но не «назло Всевышнему»), и под конец — за злонамеренные проступки. Ведь лёгкое легче простить! Почему порядок изменён?
Учат мудрецы, что в Рош Хашана, День беспристрастного Суда, является Обвинитель к Б-гу и начинает честить Израиль. Говорит он: «Господин мира! Сколько преступлений и преднамеренных грехов совершили бунтующие против Тебя дети Израиля!» Отвечает ему Б-г: «А разве нет у них заповедей и заслуг?» Возражает прокурор: «Перевешивают их преступления их же заслуги». Кладут грехи на одну чашу весов, заслуги — на другую, и если видит Создатель, что чаша грехов опускается, подставляет под неё руку и толкает вверх. И заслуги перевешивают.
Ты полагаешь, это предвзятость? Но знает Всевышний, что лишь под влиянием злого начала мы сбивались с пути! Восклицает царь Давид: «Ты скрыл все проступки!..» (в другом псалме: «невольные грехи кто постигнет?»). Не «злодеяния и преступления», потому что лишь с точки зрения обвинителей они «преступны» и «злонамеренны»!
Знает Б-г, какой силы достигают искушения злого начала! И оценивает нас по смягчённой шкале, словно грехи совершались под принуждением. В Его глазах они — шалости. Зато достойные действия вырастают в цене. Поскольку доброе начало в человеке – это начало свободы. Его голос ненавязчив. Сравните шепоток совести с абсолютной «зомбированностью» серийного убийцы… И если человек всё же поступает хорошо – только по свободному выбору.
В Йом Кипур примером для первосвященника была молитва Моше: «Согрешил этот народ великим непредумышленным грехом!..» Оцени нашу злонамеренность как грех по ошибке! Учти трудные условия народа, и что остальные подвержены идолопоклонству в гораздо худших формах… Коэн начинал с покаяния в собственных грехах. Сперва за невнимательность, потом за преднамеренные деяния. «Поскольку я запутался и потерял ясность ума, сочти мои проступки совершёнными по неведению, ведь я не сознавал, что творю! И тем более прости народ, ведь с них Ты не можешь требовать, как с меня!» Пурпурная нить, символизирующая прощение грехов Израиля, белела, «методика работала».Выглядит так, словно Создатель идёт на «трюки», чтобы обелить и поддержать Израиль! Как учитель к любимчику. За что же мы попали в «любимчики»? «Не из-за того, что ты великий народ… но потому, что обещал Я Аврааму, Ицхаку и Якову».
Это неполный ответ! Согласно Талмуду, «любовь, которая имеет причину, – пропадает причина, заканчивается любовь. Не такова любовь беспричинная». Ссылка на достоинства праотцев только отодвигает проблему «на ступеньку» — а почему «в любимчиках» они? И как это «транслируется» детям? Почему, например, Творец заранее объявляет Аврааму: «В Ицхаке наречётся тебе семя («народ Авраама»)»? А старшего и неплохо воспитанного Ишмаэля отодвигает на вторые роли…
Дело в том, что в этом мире нет достаточной причины для нашей избранности. Такова непостижимая воля Б-га, и все претензии направляйте лично Ему. Мудрецы уточняют, что народ Израиля задуман ещё до сотворения мира. Как часть мироздания, подобно звёздам или дождю. Авраам мог оступиться и утратить связь с Израилем. Яаков — проиграть ночную схватку ангелу и «Израилем» не назваться. Моше — быть чуточку менее смиренным и не стать восприемником Торы… Но святой народ, Израиль неизбежен. И определённое к нам попустительство – это как право полицейской машины или «скорой помощи» порой проехать на красный свет. Зато если полицейский в форме грабит, Закон к нему более строг…