Польша в глубоком трауре. И не только Польша. Ибо таких авиакатастроф мир еще не знал. Чтобы враз погибла элита нации, столь значительные ее люди, государственные деятели, президент государства Лех Качиньский, ведущие его сподвижники-однопартийцы, высшее армейское командование, глава национального банка, духовенство – такого еще никогда не было. Разве что в Катыньской трагедии 1940-го, когда сталинская сволота решилась расстрелять
22 тысячи польских граждан, специально отобранных НКВД из примерно 250 тысяч захваченных в процессе осуществления сталинско-гитлеровского сговора 1939 года. Эти 22 тысячи были отобраны по принципу принадлежности к польской элите и определены как «элементы», идеологически враждебные советской власти.
Вспомним Катынь, многозначащий термин, в котором запечатлены чудовищные преступления перед человечностью. Сталину удалось увести их от внимания Нюрнбергского трибунала, а его наследникам международное сообщество до сих пор позволяет фальсифицировать историю и, как говорится, наводить тень на плетень. Так, двумя днями до авиакатастрофы российский премьер Владимир Путин на совместной с польским коллегой Дональдом Туском пресс-конференции после посещения Катыньского мемориала высказал своё видение проблемы.
Согласно «Интер-факсу», «он сообщил о своей встрече с учеными, на которой узнал, что военной операцией в советско-польской войне 1920 года руководил лично Иосиф Сталин. Путин напомнил, что тогда Красная Армия потерпела поражение, в плен были взяты множество бойцов, и, по последним данным, от голода и болезней в польском плену умерли 32 тысячи красноармейцев. В связи с этим Путин выдвинул предположение о том, что Сталин мог руководствоваться мотивами мести, отдавая приказ о расстреле польских военнослужащих».
Хорош национальный лидер России, который лишь на встрече с какими-то учеными узнаёт теперь то, что все его соотечественники, мало-мальски интересующиеся историей, давно знали. 32 тысячи умерших бойцов – число завышенное. Эти «последние данные» были состряпаны сейчас, когда Путину потребовался антитезис против польского домогательства правды по Катыньскому делу. Да и то: красноармейцы умерли от голода и болезней (голодали, болели и умирали тогда люди по обе стороны границы), но ведь не расстреляны!
«Это моё личное мнение, – сказал Путин, – что Сталин чувствовал свою личную ответственность за трагедию и совершил этот расстрел, исходя из чувства мести… Может быть, это что-то может объяснить, мы не знаем». Он также заметил, что «нет рационального объяснения, почему часть польских военнослужащих была расстреляна, а часть сослана в Сибирь. Непонятно, зачем это было сделано… В документах этого нет».
Неправда, есть объяснение, и есть оно в документах. Во-первых, в записке наркома внутренних дел СССР Л. Берии Сталину №794/б от 3 марта 1940 года, обнаруженной в сентябре 1992 года в «закрытом пакете №1» в Архиве президента РФ (бывшем архиве ЦК КПСС). Полагаю, что эта записка была самим Сталиным инициирована. Вот выдержка из нее: «В лагеpях для военнопленных HKВД СССР и в тюpьмах западной области Укpаины и Белоpуссии в настоящее вpемя содеpжится большое количество бывших офицеpов польской аpмии, бывших pаботников польской полиции и pазведывательных оpганов, членов польских националистических контрреволюционных паpтий, участников вскpытых контрреволюционных повстанческих оpганизаций, пеpебежчиков и дp. Все они являются заклятыми вpагами советской власти, пpеисполненными ненависти к советскому стpою… Kаждый из них только и ждет освобождения, чтобы иметь возможность активно включиться в боpьбу пpотив советской власти»…
А вот и решение Политбюро ЦК ВКП(б) П13/144-оп от 5 марта 1940 г.
за подписью Сталина: «Дела о находящихся в лагерях для военнопленных 14.700 человек бывших польских офицеров, чиновников, помещиков, полицейских, разведчиков, жандармов, осадников и тюремщиков… а также дела об арестованных и находящихся в тюрьмах западных областей Украины и Белоруссии в количестве 11.000 человек членов различных контрреволюционных шпионских и диверсионных организаций, бывших помещиков, фабрикантов, бывших польских офицеров, чиновников и перебежчиков – рассмотреть в особом порядке, с применением к ним высшей меры наказания – расстрела… Рассмотрение дел провести без вызова арестованных и без предъявления обвинения, постановления об окончании следствия и обвинительного заключения».
Что это, как не страшные документы, открывающие замысел уничтожения элиты польского государства? В Польше эти документы известны. И не случайно, что более половины там опрошенных назвали сталинское преступление геноцидом. Поразительна синхронная деятельность двух разорвавших Польшу режимов – гитлеровского и сталинского. Аналогичные расстрельные акции проводились ими, будто по сговору. С 1 марта по май 1940 года в «генерал-губернаторстве», как нацисты переименовали Польшу, по личному приказу Гитлера были арестованы около 3 тысяч наиболее видных поляков – ученых, фабрикантов, общественных деятелей. Все они были расстреляны в соответствии с установкой фюрера: «Польское дворянство должно исчезнуть, как бы жестоко это ни звучало. Его необходимо уничтожить повсеместно… Двух господ, стоящих бок о бок, не может и не должно быть. Посему все представители польской интеллигенции подлежат уничтожению». Сходство Сталина с Гитлером очевидно, но Сталин был похитрее и в публичных высказываниях был не столь откровенен.
Не могу себе представить, что Дональд Туск о названных документах не слышал. Они ведь фигурируют даже в фильме Анджея Вайды «Катынь», вышедшем на экраны Польши в 2007 году, а в России показанном только сейчас, причем лишь узкому слою публики телеканала «Культура». А коли пан Туск был-таки в курсе дела, почему же он без возражений принял исторически несуразную и по сути антипольскую путинскую версию Катыньской трагедии? А потому, что, пожалуй, больше, чем 70-летие этой трагедии, его занимала договоренность с Путиным о долгосрочных поставках российского газа. В связи с этой договоренностью (аж до 2037 года) Дональд Туск назвал свою встречу с Путиным «переломным моментом в истории отношений двух стран». «Я знаю, – добавил он, – что, с точки зрения Владимира Путина, это тоже является переломом».
«Вспомним его принципиальную позицию поддержки Украины и Грузии в противостоянии имперским силам России, вспомним его роль в НАТО и Евросоюзе»
А вот с точки зрения Леха Качиньского любые газовые договоренности по сравнению с действительными интересами независимого польского государства ничего не стоили, и его бы Путин никаким «переломом» не взял. С Туском Путин договорился, Качиньский в таких вопросах был несговорчив. Вспомним его принципиальную позицию поддержки Украины и Грузии в противостоянии имперским силам России, вспомним его роль в НАТО и Евросоюзе. Лех Качиньский был как бельмо на глазу у Путина, его он так раздражал, что если спросить, кому эта авиакатастрофа на пользу, то ответ долго искать не приходится. Тем более, что погиб Качиньский вместе с соратниками, с теми, кто его поддерживал и смог бы его заменить. Подумать только, какая цель оказалась в небе России!
Я не всегда разделяю взгляды уважаемой Валерии Новодворской, хотя читаю ее статьи с интересом и многие ее суждения считаю верными. Вот и сейчас прочитал на сайте Грани.Ру: «Не верьте мне, дорогие европейцы, но в таком составе и в такие места к нам не летайте. А то пройдут десятилетия… и на место аварии польского самолета полетит новая порция польских политиков. И тоже грохнется… Концерн «Ледоруб-интернешнл» будет работать… пока есть КГБ. И если не лень было гоняться по Европе за 90-летним Красновым и травить полонием Литвиненко… то кто мне докажет, что нельзя безнаказанно и с гарантией убрать антисоветчика, врага Лубянки и Кремля Леха Качиньского?.. Качиньский был польским Рейганом… Чекисты рады укусить и отскочить».
А мне вообще непонятно, зачем из Варшавы в Смоленск надо было лететь самолетом, когда ходят там поезда, и, проведя с комфортом ночь в поезде, пассажиры ранним утром вышли бы к месту назначения. Тем более зачем было лететь на старом советском «Ту-154», прошедшем недавно капремонт в Самаре?! Беспечность польской службы безопасности поражает. А что касается сообщений, исходящих от российских спецслужб, то вряд ли они заслуживают доверия.
Последствия этой авиакатастрофы негативно скажутся в Польше и во всей Европе, труднее станет Израилю, чьим другом, несомненно, был Лех Качиньский. Авиакатастрофа может стать катастрофой политической, в которой надо будет как-то устоять. Осознают ли это в данный момент президент США и его советники? Наверное, ограничатся выражением соболезнования польскому народу и вернутся к веселью по случаю подписания с Медведевым нового договора по СНВ с красивыми речами и новыми шумными встречами в Вашингтоне в рамках Nuclear Security Summit.
Кстати, накануне открытия этого саммита, который мне кажется чисто пропагандистским мероприятием, на израильском сайте можно было прочитать предупреждение: «Завтра Израиль подвергнется массированной атаке. Организованная кампания мусульманских стран призвана отвлечь внимание от иранской ядерной программы и переключить внимание участников конференции… на Израиль». Отказ Биньямина Нетаниягу от личного участия в этой конференции вполне оправдан. Тем более что в эти дни отмечается память жертв Катастрофы европейского еврейства. Нельзя не вспомнить, что Катастрофа началась со сговора Сталина с Гитлером о разделе Польши. Тогда смертельная опасность нависла в первую очередь над миллионами польских евреев. Конечно, вина за их гибель лежит на нацистах и их приспешниках, но немало евреев полегло и в Катыньском лесу вместе с поляками. Судьба жертв в определенном смысле общая.