Признаки отсутствия интеллигентности

Эта и следующая главы исследуют формы ритуальной нечистоты. В основном те, что проявляют себя на домах, одежде и коже человека — как язвы необычной болезни — «цаарат». Сегодня словом «цаарат» называют проказу, но это только путает нас. У библейской цаарат причины чисто духовного свойства, а приёмы исцеления весьма далеки от медицинских.

Шах приводит причины цаарат, в частности убийство, зависть… Но самое большое внимание он уделяет такой, увы, привычной нам штуке, как душевная грубость. То есть жлобству. Талмуд говорит, что грубость духа равносильна множеству грехов. Попробуйте предположить, что мудрецы однозначно именуют причиной жлобства? Недостаток воспитания? Малокультурное окружение? Напористость?

Гордыню! Именно её обычно подразумевают слова «гасут руах» (буквально — «растолстевший дух»). Талмуд связывает гордыню с одним из видов язвы: «шеат», «опухолью». «Нет опухоли, кроме гордыни!» — нарочито заостряет мудрец.

Подумаем, почему грубость связана именно с раздутым самомнением. Да потому хотя бы, что грубиян пренебрегает чувствами других и впечатлением, которое он на них производит. Человек «грубый духом» настолько занят собой, что прочее человечество с трудом помещается на периферии его зрения. По крайней мере, предполагать в другом бесконечную и бесценную душу ему не придёт в голову – он и в себе-то души не ощущает! Тем и вызвана его грубость, что он общается не «с образом Б-га в ближнем», а как бы с некой куклой, актёром, играющим второстепенную роль в спектакле его жизни.

Но, согласитесь, несколько странно карать одним способом за невоспитанность и кровопролитие! А теперь взглянем, с чем соотносят наши учителя «грубость духа», и удивление уменьшится.

«Сказал рабби Йоханан (редактор Иерусалимского Талмуда) от имени рабби Шимона бар Йохая (автора книги «Зогар»): всякий, в ком грубый дух, словно служит идолу, как сказано (в книге Торы «Ваикра») – «Мерзок Б-гу всякий гордец». И там же говорится: «Не вноси мерзости (идола) в свой дом!». Продолжает рабби Йоханан: такой человек словно отвергает Б-га, как написано: «И возгордится сердце твоё, и забудешь ты Г-спода, Б-га твоего». А рабби Ханина сравнивает гордого с развратником и извращенцем, находя одинаковую формулировку в рассказе о гордящемся и в запрете подражать отвратительным кнаанским культам.

Рав Хисда доказывает иными пасуками Торы, что «Творец говорит: Я и гордец не могут жить в одном мире!» Иначе это формулируя, Творец «скрывает Своё лицо» от гордящегося и оставляет того обитать в «безбожном мире». Среди безличных и бесцельных природных сил, далеко от индивидуального и милосердного Б-жьего Провидения.

Между делом, мы можем разглядеть здесь психологические причины материализма и атеизма. Когда некоторые люди возгордились собственным могуществом, объявили, что «боженька нужен слабым и убогим, тем, кто сам боится отвечать за свою жизнь и не способен иначе объяснить явления природы»,.. Б-г словно «спрятался», «притаился» и предоставил им практиковаться в поворотах рек и в строительстве мавзолеев и лагерей. Предложил поднатужиться, самим поискать цель, задачу и оправдание человеческой жизни. А они, естественно, ничего не найдя, объявили вещи вполне элементарные непостижимыми «проклятыми вопросами». Придумали концепцию «недоказуемости бытия Б-жьего» и прочие логические ловушки агностицизма…

Много прибавляют мудрецы к перспективам гордого. И прах его после смерти не находит успокоения. И Шехина, Б-жественное Присутствие, бежит от него. И дух его противен людям хуже запаха падали… А я вспоминаю слова, которыми на одном из уроков определил цель бытия рав Хаим Бурштейн: «Тора дана нам для того, чтобы стать существом немножко более интеллигентным». Преодолеть в себе грубость духа. Избавиться от весьма болезненной для души, хотя воочию не видимой ныне болезни «цаарат».

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Арье Юдасин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора