Сегодня пареная репа – блюдо экзотическое, однако поговорка сохранилась. Нечто совсем элементарное, «дважды два». Попробуем так, «на пальцах», разобрать нашу жизнь, оттолкнувшись от комментария Шаха. Он, объясняя, из-за чего священниками навечно избраны Аарон и его потомки, но не дети Моше, почему-то напоминает такой закон: коли человек избран на важную роль в общине, не снимают его с должности, «кроме как если обнаружится в нём грех или порок».
Закон, приводимый Шахом, связан с двумя основами Торы: уважением к людям и стремлением к миру. Этот закон уменьшает напряжённость борьбы за престижные посты, избавляет от изрядной доли конфликтов. Потому-то он и нужен в пояснении к главе, описывающей коэнскую службу.
Задача коэна – мир. Именно миролюбие – наиболее характерная черта Аарона. Устанавливать мир между Б-гом и человечеством, помогать нам искупить проступки. Мир в семьях, мир в общинах. Мир в наших душах. Обратите внимание: Аарон ни разу не был послан на войну! Единственная, зато самая сложная война, в которой он участвует, – война с ангелом смерти. Воскурив благовония, священник остановил мор.
Говорят о Торе, что «все пути её – пути мирные». Талмуд величает Тору «Рахмана» — милующая. Важнейший законоведческий принцип её: «даркей шалом», пути мира. Многие законы изменяются или даже появляются ради «даркей шалом». Интересно, как всё это сочетается со строгостью наказаний за нарушение некоторых её запретов.
Что является оппозитом «мира»? Война? Нет, ссора, «махлокет»! Единственный раз Моше не попытался выпросить у Б-га прощение грешникам – в деле с общиной Кораха, которая несла народу склоку и раскол. Мне рассказал раввин, человек абсолютной честности. Спросил он у рава Штеймана, одного из великих мудрецов современности, почему беды сегодня обрушиваются на наш народ. Учитель назвал несколько причин, главная из них – конфликты между собой, «махлокет».
Виленский гаон предсказал, что перед приходом Машиаха народом Израиля станут заправлять «эрев рав». Те немногие, у кого нет настоящей еврейской души. Гаон называет пять видов «эрев рав» и подчёркивает, что худшие из всех – «баалей махлокет», склочники. Они, ради своих сиюминутных целей, ссорят и сталкивают евреев друг с другом. И эта година междоусобиц назовётся «эт цара», временем бед. «Но в нём же наше спасение» — станут нам, наконец, эти склоки противны и нестерпимы!
Теперь достанем таблицу умножения. Когда людям плохо? Если они противостоят друг другу, пытаются один другого подавить, перехитрить или унизить. Опасаются друг друга и должны тратить массу душевных и физических сил на защиту от ближнего. Тогда их возможности взаимно сокращаются, «вычитаются». Частный случай такой ситуации – война. Любители «таблиц умножения» утверждают, что без расходов «на оборону» мы жили бы на земле почти в «райских условиях».
А когда людям хорошо? Если между ними дружба, взаимопонимание и, самое главное, доверие. Без доверия мир и людская близость нереальны. В лучшем случае – вооружённый нейтралитет или краткий союз по принципу «бей ненаших!».
Но доверие – дорогой товар! Трудно доверять эгоцентрику, занятому своими настроениями и не склонному исполнять «великое правило Торы»: люби ближнего, как самого себя. Или в «негативной» его формулировке — «не делай другому того, что не хотел бы для себя». И глупо доверять тому, у кого «одно на уме, другое на языке». Либо человеку без устойчивых моральных принципов, от кого не знаешь, чего ждать. Вору, развратнику… Или идолопоклоннику – а вдруг идол повелит ему нарушить общечеловеческую мораль? Как, к примеру, Павлику Морозову «настучать» на родителей во имя «великой партии»…
Теперь самостоятельно проанализируйте заповеди Торы. Все они, прямо или неявно, нацелены на укрепление доверия. Между человеком и его совестью (молитва, раскаяние…). Между человеком и его Создателем (запрет идолопоклонства, любовь и трепет перед Б-гом, Шаббат — свидетельство сотворения Им мира…). Между человеком и человеком (не убий, не обмани, не возжелай чужого, заповеди помощи…). Причём именно строгость наказаний зачастую делает заповедь более «весомой». Легче доверять тому, кто не только не стремится, но и побаивается быть подлым. Несложно?