Есть защитники природы и животных и есть фриганы. Слово «фриган» произошло от слова «веган», которое означает, что человек принципиально не ест мяса и прочие животные продукты, включая молочное.
Не покупает и не носит все, что имеет животное происхождение – изделия из кожи и мехов, чтобы не причинять боли животным и «не поддерживать эксплуатацию животных».
Но фриганы это те веганы, которые из принципа ничего себе не покупают, а используют еду, одежду и все прочее из отходов. Это основано на политической философии, которая осуждает чрезмерное потребление и расточительство, наносящие вред окружающей среде. Их жизненное кредо основано на анархизме, протестующем против капитализма, они протестуют против войны в Ираке и войны с террором, против любой формы государственной власти и против любой религии, и как логическое завершение философии и тактики этого радикального движения – протест против Израиля и антисемитизм. Ведь Израиль тоже относится к потребительскому обществу, хотя и социалистическому с «вкраплением» капитализма. К тому же Израиль «ведет постоянную войну против арабов и палестинцев». Большое количество евреев — членов движения фриганов ничего не меняет. Евреи всегда впереди – в хорошем и в плохом. Поэтому фриганы пропагандируют филиалы «в Израиле и в Палестине».
Борьба с отходами
В том случае, если фриганы находят на помойках мясное или молочное, они съедят это из протеста против расточительства. Их борьба с глобальным потеплением и сокращением отходов заключается в поедании этих отходов. «Когда люди умирают от голода по всему миру, мы, американцы, выбрасываем качественную еду. Зачем я буду покупать еду в магазине и засорять еще больше окружающую среду, ведь еда производится машинами, использующими электричество, а машины, которые везут ее в магазин, работают на бензине. Вчера я нашел в мусорном контейнере магазина тортиллы, чесночный хлеб, салат, перец и грибы, некоторые из них даже были в упаковке. Позавчера мне повезло – я нашел богатый улов: яблоки, апельсины, киви, клубнику, бананы, помидоры, авокадо, картошку, йогурт и молоко. Конечно, некоторые из них подгнившие и истек срок годности, но они все равно хорошие», — говорит Дэвид, типичный фриган из Калифорнии. Многие фриганы почти или совсем не пользуются деньгами, а живут на всем готовом, как при коммунизме.
Дэвид использует одежду, найденную в мусорном контейнере или выброшенную, он не летает самолетами, не ездит поездами и крайне редко автобусом, предпочитая собранный из старья велосипед. Он живет коммуной с другими фриганами. Все они стараются использовать любой кусок бумаги, ткани и продуктов. Он не только сам ест с помойки, но и кормит этим бездомных. Из выброшенного яблочного сока Дэвид даже готовит яблочный сидр: «Когда вы смотрите на жизнь капиталистической Америки, вам делается тошно. Еще нескоро наступит та жизнь, которая нужна человеку – выращивать для себя еду. Поэтому я смотрю на жизнь философски, день за днем». Можно добавить: помойка за помойкой.
Из Манифеста фриганов
Разновидностей фриганов много. Ниже следует отрывок из манифеста одной группы фриганов из Нью-Йорка:
«Вся система капитализма
аморальна
Среди фриганов очень много тех, кто годами стремился изменить мир. Много лет мы пытались разрушить капитализм, кто насильственными методами, а кто — бойкотами. Мы применяем альтернативные методы и стратегии, направленные на ограниченное участие в обычной экономической жизни и на минимальное потребление ресурсов. Мы сходимся вместе, многие организуют коммуны с ярко выраженным стремлением к щедрости, общественной заботе, взаимодействием и оппозицией к обществу материализма, моральной апатии, конкуренции, традиционализму и алчности. После многих лет бойкота аморальных корпораций, ответственных за нарушение прав животных, разрушение окружающей среды и плохое обращение с животными, многие фриганы поняли, что сколько бы они ни бойкотировали корпорации и сколько бы ни покупали изделий, — это не помогало. И тогда нас осенило – нет хороших корпораций – вся система отвратительна и должна быть уничтожена!
Бойкот всей системы
И так начался тотальный бойкот всей экономической системы, в которой нажива заслоняет моральные принципы. Решение пришло не сразу, но решило все проблемы: необходим бойкот системы. Ибо вся экономическая система Запада построена на эксплуатации животных и людей, уничтожении природных ресурсов. Все это привело к эксплуатации нелегальных иммигрантов, уничтожению тропических лесов, глобальному потеплению, вытеснению и перемещению туземцев, загрязнению воздуха, воды и почвы, уничтожению диких животных, установлению марионеточных режимов диктаторов, послушных большим бизнесам и монопольным интересам, к горнорудным разработкам, к добыче нефти в экологически уязвимых зонах, борьбе с проф-
союзами, эксплуатации детского труда и выплате отступных репрессивным режимам.
Утилизация отходов
Наша стратегия проста – утилизация отходов. Мы живем в экономической системе, где торговцы ценят землю и недвижимость только за ее способность приносить доход. Потребителей постоянно бомбардируют рекламой, требующей выбросить старые вещи и заменить их новыми. Это увеличивает объем сбыта, производит много отходов. Мы добываем все – от еды до одежды, мебели, радио и ТВ, кассет, книг, электрических приборов, музыкальных инструментов, косметики, ковров, лекарств, игр, велосипедов, игрушек, произведений искусства и всего прочего – со свалок и помоек. Особенно большие свалки отходов красуются в бедных небелых районах, где это вызывает болезни.
Несмотря на избитое и снобистское мнение общества о мусоре, вещи, которые мы добываем оттуда, чистые, готовые к употреблению и в прекрасном состоянии… Для сохранения природы мы не пользуемся автомобилями, ибо кроме разрушения всего живого, нефть является экономическим стимулом для ведения капиталистами убийственной кровавой войны в Ираке и по всему миру. Поэтому мы тайно ездим в товарных поездах, пользуемся автостопом, идем пешком, передвигаемся на роликах и велосипедах… Мы считаем, что иметь крышу над головой – право любого человека, а не привилегия. Мы возмущены, что бездомные замерзают на улицах, когда домовладельцы и городская администрация держат свои дома заколоченными из-за отсутствия прибыли. Скваттеры, занимающие и приводящие в порядок обветшавшие здания, верят, что нужды человека важнее, чем абстрактное понятие частной собственности, и домовладельцы не достойны иметь эти здания…
Работа – ущемление свободы
Какую часть нашей жизни мы тратим на то, чтобы заплатить наши счета и купить еще больше вещей, чем у нас есть? Для большинства из нас работа означает принесение в жертву нашей свободы и подчинение приказам других людей, стресс, скуку, монотонность, превращение в безмолвных роботов, а во многих случаях работа очень опасна для нашего физического и психического состояния. Как только мы поняли, что все компании ответственны за социальные и экономические преступления всего мира, мы осознали, что, работая на эту систему, мы сами являемся винтиками в машине насилия, смерти, эксплуатации и разрушения. Разве кассир, который принимает деньги за телячью вырезку, менее ответственен за жестокость промышленников сельского хозяйства, чем сельскохозяйственный рабочий? А как насчет дизайнера, который создает рекламу для этой вырезки, чтобы привлечь к ней покупателей? Или бухгалтера магазина, продающего эту вырезку? А рабочий на заводе, выпускающем холодильники? А менеджер корпорации, который несет на себе самую большую ответственность за разрушение и отходы? Покупая акции корпорации или фабрики, производящей любой продукт, вы становитесь соучастником зла.
Поэтому мы не тратим деньги на еду, одежду, жилье, мебель и транспорт, а заботимся о других людях и вступаем в группы активистов для борьбы против войны в Ираке и во всем мире, против корпораций и капитализма. Дух фриганизма будет сиять в будущих профсоюзах наподобие Industrial Workers of the World.
Еда вместо бомб! Мир и любовь вместо бомб! В нашем клубе мы обсуждаем книгу Петра Кропоткина «Взаимопомощь как фактор эволюции». Мы живем коллективом, который взывает к голосу разума – к борьбе за экологию, сострадание и справедливость! Вперед против репрессий, угнетения, за освобождение земли – вперед на протест! Мы выходим на демонстрации, устраиваем уличный театр и просвещаем детей и взрослых! Вперед к единению всех фриганов земли за объединение всех живых существ, за уважение к земле и за мирные равноправные отношения между людьми и животными без ржавчины наживы!»
Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
Фриганы мечтают, что в отдаленном будущем весь мир, по крайней мере Америка, объединится в рядах профсоюза, подобного Industrial Workers of the World (IWW), известного как Wobblies. Это международная профсоюзная организация со штаб-квартирой в Цинциннати (Огайо), созданная в Чикаго в 1905 г. в результате соглашения между социалистами, анархистами и радикалами-профсозниками. Самая любопытная фигура в IWW — Уильям Д., «Большой Билл», Хейвуд – лидер IWW и член исполнительного комитета Социалистической партии США. Организатор забастовок и бунтов был судим и оправдан за участие в убийстве губернатора Индианы. В 1918 г. его, среди других 101 члена IWW осудили за нарушение Espionage Act of 1917г. на 20 лет. Освобожденный в 1921 г. на время апелляции, Хейвуд бежал в Россию и стал профсоюзным советником Ленина, но после его смерти Сталин приказал убрать его. Хотел вернуться в Америку, но побоялся. Женился на русской женщине, с которой он объяснялся жестами, и в 1928 г. умер.
Среди членов руководства IWW был католический священник-монах, Т. Хагерти, бывший марксист, а позже ставший анархистом-синдикалистом. Был изгнан из церкви, стал редактором органа профсоюзов Voice of Labor; Д. Де Лион – марксист и социалист, проф-
союзный организатор; Ю. В. Дебс – марксист-социалист, кандидат в президенты США в 1904, 1908, 1012, 1920 гг.; Луси Э. Г. Парсон – радикалка-профсоюзница, анархистка-коммунистка, которая вместе с мужем участвовала в кровавых бунтах. В 1923 г. во времена расцвета IWW насчитывала 100.000 членов, сегодня по всему миру – приблизительно 2000 членов. Это светлое будущее, о котором мечтают фриганы.
Обед из мусорного контейнера
Поздним вечером в Бруклине возле магазина Gristedes молодая пара была потрясена увиденной сценой: 20 человек во главе с 32-летним представителем фриганов Адамом Вайссманом из Нью-Джерси нашли выброшенные магазином фрукты и овощи. Разложив их на ящиках, Вайссман обратился к собравшимся: «Мы возьмем это природное богатство для наших собственных нужд. Зная, сколько было вложено труда, мы не должны допустить, чтобы это превратилось в отходы бессердечной и корыстной системы. Джанет, давай мешки! Мы должны создать линию, как на поточной сборке, — и через несколько минут все овощи и фрукты уже лежали в мешках.
Такие выходы на охоту Вайссман организует почти каждую неделю уже 15 лет. Вот он ведет журналиста Майкла Гримса на охоту за «природными богатствами» помоек: «На 40th Street между Third Avenue и Lexington Вайссман повел нас к дорогой булочной-кафе Au Bon Pain. С профессиональным чутьем он сразу же увидел в сложенных на тротуаре мешках мешок с пирожными, бейгелс, рогаликами, булочками с корицей и с еще теплыми сэндвичами. Пока группа опустошала мешки, Вайссман, пожирая бейгел, говорил о зле наемного труда. Следующим пунктом был Gristedes на 32nd Street и Third Avenue. Там из мусорного контейнера они извлекли готовые обеды, жареные куры, печеное и даже ящик с бутылками Perrier, которые были немедленно выпиты под тост. После этого Вайссман повел фриганов, в том числе 18-летнего анархиста Эрика Бакунина, к супермаркету D’Agostino, а оттуда – к Daniel’s Bagels, возле которого стоял огромный мешок, наполненный бейгелс, один из которых был быстро съеден Вайссманом.
Вайссман, всесторонний революционер и защитник животных, не работает, живет с дедушкой и бабушкой и тратит большую часть своего времени на агитацию против капитализма и всех его учреждений, даже школы: «Они учат послушанию, следованию догмам, признанию властей, навязывают нам банальность как единственный путь жизни. Мясная и молочная промышленность – ужасное зло. Когда я умру, я хочу, чтобы мое тело отдали на съедение животным. Я с 17 лет ем отбросы и ни разу не отравился. Я набиваю мой холодильник раз в неделю, беру столько, сколько могу унести, и часто раздаю по дороге по 30 — 40 фунтов из собранного. Магазины выбрасывают еду накануне истечения срока годности. Булочные, пиццерии, рыбные рынки, кафе и все прочие выбрасывают все, что не продано до закрытия. Мы часто подбираем то, что несколько минут назад могло быть продано. Используя выброшенное, мы помогаем окружающей среде и установлению справедливости».
Жизнь даром
Время выноса отходов из магазинов и ресторанов – самое горячее время для фриганов. Согласно Environmental Protection Agency, американцы ежедневно выбрасывают 38 миллионов тонн еды, и ООН утверждает, что голодные в Африке нуждаются в этой пище. Хотя точно неизвестно, но кое-кто считает, что таких фриганов, рожденных из радикального движения защиты окружающей среды и антиглобалистов, только в Нью-Йорке – тысячи. Согласно исследованию, проведенному университетом Аризоны, средняя американская семья ежегодно выбрасывает 14% своей еды, что составляет примерно 590 долларов.
Фриганы считают себя избавителями и учителями мира, по крайней мере Америки, «погрязшей в болоте потребительства». На деле они являются дармоедами, паразитирующими на той самой системе, которую они считают высшим злом и с которой они борются в меру своих сил. Эти люди не только не производят что-либо полезное – материальное или духовное, но они существуя за счет этой системы, активно пытаясь ее уничтожить. Здоровые, большей частью молодые и среднего возраста люди, чаще всего с высшим образованием, не платят налогов, используя труд работающих – так или иначе – они пользуются не только отходами, которые выбрасываются, но постоянной щедростью фирм, компаний, магазинов, частных лиц, раздающих дармовую еду, одежду и прочие необходимые человеку вещи. Мало этого, поскольку у фриганов малый доход, эта самая капиталистическая система, против которой они борются, снабжает их всем необходимым, в том числе бесплатной медицинской помощью. Немало фриганов попадает в больницы с пищевыми отравлениями и с психическими заболеваниями. Отказываясь от работы на благо американского общества, они, как и прочие радикальные движения, являются своего рода резервуаром для поставки разрушителей этого общества. Большая часть фриганов являются членами других радикальных движений: анархистов, коммунистов и террористов. Все эти дармоеды разъезжают по миру, участвуя в хулиганских протестах против глобализации, устраивают поджоги университетов и научных лабораторий и подкладывают туда бомбы.
Все их жалобы на «корпорации зла» не привели к созданию ими ни одной «корпорации добра». Зачем трудиться, если капиталисты и трудяги дадут все бесплатно своим разрушителям?
А не приходило в голову фриганам, что в странах, в которых ни хрена не производят (и на помойках ничего не найдешь), а только совокупляются, неплохо бы было снизить рождаемость. Вот и окружающей среде облегчение. Нет, они рожают на \»святое дело\», они — \»воины ислама\». Проживая уже в цивилизованных странах по тупой милости местных, они продолжают рожать и только рожать, не работая и получая пособия. Вот кто потребители.