Писатели давно заметили: количество сюжетов ограничено, и приходится использовать одни и те же вновь и вновь. То же и в жизни: «ничто не ново под солнцем» (Коэлет, 1,10). Один из популярнейших сюжетов в истории – злодей-правитель хочет уничтожить евреев, но неожиданно евреи спасаются.
Недавно мы отмечали праздник Пурим. Напомню некоторые моменты фабулы упоминавшихся событий. Еврей Мордехай отказывается кланяться всесильному царедворцу Аману, хоть по еврейскому закону вовсе не возбраняется кланяться могущественным людям. Обиженный Аман интригует, и царь подписывает указ об уничтожении всех евреев. Понимая, что без Высшей Силы евреев не одолеть, Аман бросает жребий (пур), и ему называется дата погрома – 14 адара. Мордехай в отчаянии. «И разодрал Мордехай одежды свои и возложил на себя власяницу и пепел, и вышел на середину города, и рыдал воплем великим и горьким» (Эстер, 4,1).
После разных удивительных событий евреи раскаиваются в грехах, постятся, по мнению комментаторов, наконец-то всем сердцем принимают Тору и спасаются. Дата 14 адара была указана Аману правильно. Но это была дата не гибели евреев, а его собственной. Благодаря героизму Эстер, царь Ахашверош казнит Амана.
Было замечено, что
14 адара к евреям часто приходит избавление. Так, 14 адара 1953 года, когда над советскими евреями нависла смертельная угроза, неожиданно умер семидесятитрёхлетний на вид здоровый Сталин. Приглядевшись, можно заметить, что события того времени повторили фабулу книги Эстер.
В роли Мордехая, спровоцировавшего Амана, в Москве выступила посол только что образованного Государства Израиль Голда Меир. Социалистка Меир тогда не очень понимала природы Советской империи. «… Был 1948 год, время нашей… «первой любви»,- поясняет она в воспоминаниях. Меир пишет об «интересной и приятной беседе» на идиш с женой Молотова, старой большевичкой Полиной Жемчужиной (Перл Карповской). Беседа та стала приговором жене второго лица государства: Жемчужину арестовали.
Но главным вызовом Аману стали походы Голды Меир в московскую синагогу на Рош Хашана и на Йом Кипур 1948 года. «Обычно по праздникам в синагогу приходили где-то 100 — 200 человек, тут же нас ожидала пятидесятитысячная толпа», — вспоминает Меир о походе в Рош Хашана. — Они пришли – добрые, храбрые евреи – пришли … продемонстрировать своё чувство принадлежности и отпраздновать создание Государства Израиль».
Сталин оскорбился не меньше персидского Амана. Евреи отвергли национальную политику антисемита Маркса, Ленина, его собственную, в соответствии с которой должны были раствориться и исчезнуть. Реакция Сталина была вполне амановской. Закрылись еврейские театр, газеты, издательство. Полилась кровь – убийство великого Михоэлса, расстрел поэтов, писавших на идиш, дело «врачей-отравителей». Были подготовлены массовые казни и ссылка народа. Настала пора «выступить на сцене» Эстер и Ахашверошу. И они выступили – в не очень привлекательном облике Хрущёва и Берии.
Хрущёв вспоминал: «… В начале 50-х годов… Сталин… обратился ко мне как к секретарю Московского горкома партии: «Надо организовать здоровых рабочих, пусть они возьмут дубинки и, когда кончится рабочий день, побьют этих евреев». После инструкции Сталина, — продолжал Хрущёв, — «мы вышли, и Берия иронически говорит мне: «Ну что, получил указания?». «Да, — отвечаю, — получил. Мой отец был неграмотный, но он не участвовал в погромах, это считалось позором. А теперь мне, секретарю ЦК партии, дана такая директива». Я то знал, что хотя Сталин и дал прямое указание, но, случись подобное, все стало бы достоянием общественности… и виновных жестоко наказали бы».
Я сильно сомневаюсь в филосемитизме Хрущёва. Став главой государства, он расстрелял евреев-бизнесменов, грубо надругавшись над законом. Но последняя фраза свидетельствует: Хрущёв понял, что если не выполнит приказа Сталина, он погибнет. Если выполнит, всё спишут на него и тоже убьют. В похожей ситуации находился в то время и Берия, у которого земля уходила из-под ног. Не во время ли той беседы Хрущёв и Берия столковались, как избежать грозившей им обоим беды? К сожалению, Хрущёв оборвал рассказ о той беседе с Берией.
Воспоминания Хрущё-ва объясняют, почему сейчас не могут найти письменных свидетельств готовившейся депортации евреев при большом количестве косвенных доказательств. Сталин, в отличие от Ахашвероша, предпочитал устные приказы.
О заговоре Хрущёва и Берии и об убийстве Сталина можно прочесть в книге выдающегося историка Авторханова «Загадка смерти Сталина». Мне же здесь, как и в древней истории Пурима, интересно: главные лица государств полагают, что они что-то решают, на самом деле только играют роль в драме Скрытого Автора. (Комментаторы отмечают, что имя главной героини истории Пурима, Эстер, созвучно слову «гестер» – скрытое.) Аманы могут сколько угодно бросать пур (жребий) и даже угадать дату – 14 адара, но случится то, что задумано Свыше. И совпадение дат – намёк нам на это.
Сейчас, когда современный Аман готовит всё в той же Персии новое «окончательное решение еврейского вопроса», я жду с трепетом разрешения этой драмы. Чем мы должны будем расплатиться за спасение? Раскаянием и духовной работой, как в Персии? Жизнями лучших, как случилось в Москве?