Интеллектуал и провинциалка

Главное национальное развлечение американцев – президентские выборы. Во времена, когда я становился американцем – в конце 80-х – предвыборная кампания начиналась за год до выборов.

С течением времени она постепенно распухла до двух лет, оставляя полсрока президенту на то, чтобы спокойно заниматься своими основными делами. При последнем президенте кампания не остановилась c его инаугурацией. Барак Обама не сходит с телеэкрана. Комментаторы подсчитали, сколько раз президент использовал в очередной речи местоимение «я». 40 раз или 60? Важная тема его выступлений – собственно достижения Обамы.

В период длительного роста безработицы изобретён новый для статистики показатель – количество сохранённых рабочих мест. Называется «скромное число» – до двух миллионов. Думаю, все рабочие места, ещё не съеденные безработицей, можно считать сохранёнными Обамой.

Президент выставил себе оценку за первый год – «4 с плюсом». Скромно, но с достоинством.

И всё-таки, что это за президентская кампания, если нет конкурента? При нормальной кампании нужно не только хвалить себя, но и поливать грязью конкурента. Наконец, первая мишень появилась. Сара Пэйлин заявила, что планирует бороться за президентство. Противник опасный. Американская, как яблочный пирог, будто сошедшая со страниц Брет Гарта или Купера. Такими представляются пионеры, которые, погрузив в повозку семью, отправлялись заселять два с половиной столетия назад дикий Запад. Человек, который может, чтобы накормить семью, и рыбы наловить, и лося подстрелить. К тому же Пэйлин хороша собой – для выборов это полезно.

Что может противопоставить такой женщине полукениец с гарвардским дипломом? Конечно, в сегодняшнем мире чёрный мужчина политически корректнее, чем белый, но, с другой стороны, женщина политкорректнее, чем мужчина. Лозунги последней избирательной кампании: Буш плохой; нужно изменить систему здравоохранения; становится теплее — поизносились. Особенно этой холодной зимой. Остаётся – изощрённый интеллект выпускника двух престижных университетов, воспитанного в главных культурных центрах Америки – в Нью-Йорке, в Бостоне и в Чикаго, против провинциалки, закончившей малоизвестный колледж и живущей среди белых медведей на Аляске. Перед выступлением недавно Пэйлин записала для памяти на ладони темы своей речи: энергия, безопасность, что-то ещё. Оператор сумел заснять шпаргалку. Представитель Белого дома по связям с прессой, чтобы высмеять перед журналистами Пэйлин, написал на своей ладони: молоко, яйца, хлеб. Мол, куда ей, кухарке, управлять государством? И действительно, рафинированный интеллектуал Обама темы выступлений на ладони не записывает, а попросту с выражением зачитывает с телепромптера заготовленную помощниками речь, даже выступая перед шестиклассниками.

Что можно считать показателем интеллекта в современной американской политике? Наверное, сможет ли человек доказать, что холодная зима является показателем глобального потепления, как это сделал Ал Гор в своей статье от 26 февраля в «Нью-Йорк Таймс». Обама, безусловно, тоже демонстрирует такое умение. Его спросили о недавней победе Скотта Брауна на выборах сенатора в Массачусетсе. «Та же сила, что привела в президенты меня, – ответил Обама, – привела в офис Брауна. Люди возмущены, и люди расстроены. Не только тем, что произошло в последний год или два, а в последние 8 лет». Другими словами, если не запутаться в сроках, называемых Обамой, «люди от возмущения президентством Буша избрали республиканца Брауна».

Столь же изощрённый ответ дал Обама на вопрос о падении его рейтинга. «Лучше быть хорошим президентом один срок, чем плохим – два». Логика примитивных людей говорит, что на второй срок выбирают хорошего президента, а плохого проваливают, интеллектуал же смотрит глубже или в сторону.

Удивительно обещание Обамы, что его реформа здравоохранения обеспечит страховкой больше людей при сохранении качества и снижении стоимости. Обещание это столь неожиданно, что обозреватель Чарльз Краутхаммер назвал его оскорблением нашего здравого смысла.

Изысканный интеллект демонстрируют американские либеральные политики относительно «тёплой погоды». Что может «поиметь» с этого человек примитивный? Ну, съездит на пляж или погуляет в парке. Бывший вице-президент и в 2000 году почти президент США Ал Гор получил «Оскар» за фильм о «тёплой погоде», Нобелевскую премию и, подсчитали, миллионов 100 на удачных вложениях для борьбы с этой погодой. Правда, позже выяснилось, что всё это «глобальное потепление» – мираж. Впрочем, не мираж – десятки миллиардов на гранты, истраченные интеллектуалами на … не знаю на что… на наблюдения, на размышления о тёплой погоде.

Расставаться с мечтой тяжело, и Обама стал говорить (вместо потепления) о борьбе с «изменением климата». Звучит неубедительно. Климат меняется столько, сколько существует наша планета. Решение проблемы предложил интеллектуал по какому-то исследованию, 9-й по влиянию человек в Америке, Томас Фридман. В статье в «Нью-Йорк Таймс» от 17 февраля Фридман предложил бороться не с тёплой, а со «странной погодой». Замечательная находка: если на борьбу с тёплой погодой «распилили» десятки миллиардов, «странная погода» должна стоить не меньше триллиона!

Какова же программа провинциалки Сары Пэйлин? Очень простая. Внутри страны – снизить расходы и налоги. Ещё Рейган доказал: это приводит к экономическому росту. В делах международных – поддерживать наших друзей, таких, как Израиль. Бороться с террористами. «Мы собираем налоги, чтобы купить оружие и расправиться с террористами, а не для того, чтобы нанимать им адвокатов», — заявила она. Пэйлин считает: все методы должны быть использованы, чтобы не допустить создания Ираном атомной бомбы.

Похоже, перед Обамой может встать и впрямь непростая задача – победить с помощью интеллекта здравый смысл.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Борис Гулько

Иерусалим, Израиль
Все публикации этого автора