Ситуация отчаянная. Как у больного Ленина в 1923 году, когда он запоздало задумался над уже неразрешимым в то время вопросом: «Как нам реорганизовать Рабкрин».
Девять лет назад я уже обращался к этой заманчивой форме заголовка – написал тогда статью «Как нам реорганизовать ООН». Увы, ООН оказалась нереформируемой, как и тот Рабкрин. Какие-то бестолковые попытки реформировать ООН предпринимались ее прежним Генсеком Кофи Аннаном, но, во-первых, они провалились, а во-вторых, хорошо, что провалились, поскольку сделали бы ООН еще хуже и беспросветней. Ну что ж, думаю, если ООН в целом нереформируема, то хоть бы с одним из ее образований разобраться – с так называемой Межправительственной группой экспертов по изменению климата (МГЭИК). Сейчас самое время.
После провала Копенгагенской конференции по изменению климата ушел в отставку главный ее инициатор и координатор Иво де Бур, климатический шеф ООН, исполнительный секретарь рамочной конвенции ООН об изменении климата, потерпевший неудачу в попытках возложить на промышленно развитые страны ответственность за изменение климата и, соответственно, обязанность финансирования стран, отстающих в развитии.
Руководитель Центра по исследованию климата Университета Восточной Англии Фил Джонс, координировавший подготовку данных для МГЭИК (в английской аббревиатуре IPCC – Intergovernmental Panel on Climate Change), ушел в отставку еще раньше, когда в результате хакерского взлома университетского сайта были обнародованы внутренние документы и электронная переписка, содержавшие скандальные факты трюкачества с фальсификацией научных данных и подгонкой их под заранее заданную цель нагнетания страха перед глобальным потеплением, якобы вызванным деятельностью промышленно развитых стран.
Оказалось, что оплачиваемые ООН эксперты-климатологи пользовались недостоверными сведениями для поддержки своих теорий и построения искусственных климатических моделей, а научные данные, не укладывающиеся в их модели, намеренно искажали или скрывали. Естественно, это вызвало возмущение добросовестных ученых, чьи возражения доводам алармистов глобального потепления в течение ряда лет игнорировались чиновниками ООН и связанными с ними политиками.
Вот уже и президент Наци-ональной академии наук США Ральф Сисероун обеспокоен тем, что «в результате таких инцидентов, как «климатгейт», люди стали меньше доверять ученым». «Есть подтверждения тому, – сказал он, – что ученые подавляют расхождения во взглядах и, сговорившись, уничтожают конкурентов». До такого, как было в СССР в период борьбы с вейсманистами-морганистами, здесь пока не дошло, но дебют лжеученого Альберта Гора в образе американского Трофима Лысенко уже состоялся и общественность, надо полагать, насторожил.
МГЭИК, учрежденная ООН в 1988 году, выпустила уже четыре пугающих и обвиняющих человечество доклада. Каждый доклад подвергался критике и сомнению, но без ожидавшихся последствий. К 2014 году ООН ожидает пятый доклад. Он будет иным только при коренной реорганизации МГЭИК с изгнанием из этой группы продажных псевдоученых и бессовестных политиканов. Пока же они там. И вот несколько примеров этого из доклада 2007 года.
Составители доклада пугали исчезновением к 2035 году гималайских ледников, что для жителей Индии, Китая и ряда близлежащих стран явилось бы смертельной опасностью. Специалисты-гляциологи возражали: ледники толщиной в сотни и тысячи метров никак не могут растаять в такой срок. Теперь выясняется, что и среди экспертов, готовивших доклад, были сомнения, но их не хотели слышать – так привлекательна была эта страшилка. Между тем индийское правительство, на территории которого находятся эти якобы исчезающие ледники, проведя собственные исследования, пришло к выводу, что «ничего необычного не происходит и оснований для разговоров об исчезновении ледников нет». Министр экологии Индии Джаиран Рамеш призвал МГЭИК объяснить, как эксперты вычислили год 2035-й,
способный вызвать панику. Объяснить никто не может. То ли взяли «с потолка», то ли что-то перепутали. Высказывается мнение, что эксперты не в том порядке переписали цифры из источника, где сообщалось о прогнозе директора Института географии РАН Владимира Котлякова, ныне противника тезиса о глобальном потеплении, но в 1996 году допускавшего, что площадь неполярных ледников может сократиться в пять раз к 2350 году. Перекинув ноль с четвертого места на второе, получили 2035…
В заявлении МГЭИК, опубликованном 20 января 2010 года, прогноз для гималайских ледников на 2035 год признан ошибочным. Интересно, что индийский ученый Раджендра Пачаури, возглавляющий МГЭИК с 2002 года и получивший в 2007 году от имени этой организации Нобелевскую премию мира (вместе с Альбертом Гором), давая прогноз, касающийся в первую очередь его родины, не задумался об ответственности и извинился только тогда, когда для оправданий уже не оставалось никакой возможности.
Как глава МГЭИК Раджендра Пачаури, так и его заместитель Жан-Паскаль ван Иперселе, признавая отдельные ляпы, в один голос говорят, что не понимают, «как одна ошибка в тысячестраничном докладе может подорвать доверие ко всей работе». «Единожды солгавши, кто тебе поверит?», – так, помнится, говаривал Козьма Прутков. Тем более, что солгали они не единожды.
Претензий к докладу МГЭИК, подобных тем, что касаются гималайских ледников, немало. Вот и правительство Нидерландов, родины замглавы МГЭИК ван Иперселе, заинтересовалось, почему в докладе написано, что «более половины их территории находится ниже уровня моря», тогда как ниже уровня моря располагается лишь 26% территории страны. Показательно, что это не ошибка, а намеренная ложь, поскольку представители Министерства окружающей среды Нидерландов неоднократно указывали МГЭИК на ошибку, «но она так и не была исправлена и в итоге попала в доклад, удостоенный Нобелевской премии мира». «Всю вину за это, – говорится в сообщении, – голландские чиновники возлагают на политиков, лоббировавших гипотезу глобального потепления».
Держись, американский бюджет!
Примером недобросовестного, а то и преступного манипулирования научными данными является хитрое использование в докладе сведений, поступивших от российских метеостанций. Анализ сведений, опубликованных в результате «климатгейта», позволил сотрудникам Российского института экономического анализа установить, что эксперты МГЭИК учли показания только одной четверти российских метеостанций, а именно тех, которые зафиксировали повышение температур. Эти метеостанции, расположенные вблизи крупных городов, фиксировали локальное повышение температуры, тогда как данные трех четвертей метеостанций, расположенных на всей территории России, выпали из рассмотрения, в результате чего в мировую картину температур внесено существенное искажение.
«ООН намерена поручить независимым ученым надзор за работой МГЭИК», – заявил представитель Программы ООН по окружающей среде Ник Нутталл. На мой взгляд, после таких скандальных разоблачений вся МГЭИК должна быть разогнана, а эксперты, принимавшие участие в фальсификации научных данных, подлежат, по крайней мере, дискредитации в научном сообществе, равно как в общественном мнении должны предстать в недостойном виде и политики, поощрявшие эти фальсификации. Увы, пока мы этого не видим, ибо «борьба с изменением климата» продолжается:
«Генеральный секретарь ООН объявил о создании новой группы высокого уровня, которая займется мобилизацией финансовых ресурсов для финансирования усилий развивающихся стран по борьбе с изменением климата. Ее возглавили премьер-министр Великобритании Гордон Браун и премьер-министр Эфиопии Мелес Зенауи… Генеральный секретарь ООН отметил, что многие бедные страны уже сегодня страдают от последствий глобального потепления и богатые страны несут моральную ответственность за оказание им финансовой помощи в деле смягчения этих последствий и адаптации к ним». Видите, что задумано? Держись, американский бюджет!
Еще новость последних дней: «Российский лидер Дмитрий Медведев провел телефонные переговоры с канцлером Германии Ангелой Меркель. В ходе беседы стороны затронули такие актуальные вопросы, как ближневосточное урегулирование, иранская ядерная программа, а также глобальное потепление. Об этом информирует кремлевская пресс-служба».
«А также глобальное потепление»… Удивительно, как все еще волнует эта тема президента России! С одной стороны, понятно: «мобилизация финансовых ресурсов», объявленная генсеком ООН, российский бюджет не затронет, а в политическом смысле эта тема для России выгодна. «Крупнейшие экономики мира, а значит, и крупнейшие эмитенты парниковых газов, должны одномоментно принять на себя необходимые обязательства», – считает Медведев, Россию к крупнейшим экономикам мира в данном случае не причисляя. «Россия является мировым лидером по сокращению эмиссии парниковых газов», – заявил он и привел данные, согласно которым промышленные выбросы в течение последних 17 лет на 30% ниже аналогичных показателей 1990 года. – На нашу страну приходится половина мировых объемов сокращения эмиссии за последние 20 лет. И это в существенной степени компенсировало прирост вредных выбросов, наблюдавшийся в других странах».
Развальная система России
То, что сказал президент Медведев о мировом лидерстве России, к сожалению, правда. Но это не достижение, которым Россия может гордиться, а печальный результат крушения советской системы хозяйствования. Реальный ВВП России в настоящее время едва достиг уровня 1990 года, причем держится он в основном только за счет возросших цен на нефть и газ. По грубой прикидке, во сколько раз возросли цены на экспортируемые углеводороды, во столько же раз упало в стране реальное промышленное производство, поэтому с хорошей миной при плохой игре президент России смог преподнести лидерам Запада «соцобязательство» или «встречный план»: «Мы готовы поставить для себя и новую задачу – сократить выбросы парниковых газов к 2020 году на 25%, если считать за базу 1990 год. Это очень значительный вклад в мировую копилку».
Россия в последние годы демонстрирует наибольший спад экономики среди стран «двадцатки», и это падение президент России преподносит как «очень значительный вклад в мировую копилку»? Поразительно! Отмечу, однако, и новое в словах Дмитрия Анатольевича: «Сегодня среди ученых налицо диаметрально противоположные точки зрения на процессы изменения климата на Земле. И потому наша страна занимает прагматическую позицию… Если даже все разговоры о климате и глобальных изменениях не подтвердятся, то мы как минимум ничего не потеряем».
Верно: от кампании глобальной борьбы с изменением климата Россия ничего не потеряет, может только выиграть. Но возникает вопрос: если деятельность фальсификаторов в МГЭИК объективно была на пользу российским властям, то почему же именно российские хакеры взломали сайт Центра по исследованию климата Университета Восточной Англии, чем вызвали скандал с разоблачением? Руководитель этого Центра Фил Джонс обвинил в хакерской атаке ФСБ России и, наверное, имел к этому достаточные основания. Может быть, организаторы хакерской атаки хотели сорвать борьбу с изменением климата, увидев в глобальном потеплении благо для России? Может быть, это благо им виделось в облегчении добычи нефти и газа в шельфе Северного Ледовитого океана? Всё может быть. И, похоже, правая рука там делает одно, а левая – другое: в то время как президент России выступает заодно с МГЭИК, эта МГЭИК атакуется хакерами Федеральной службы безопасности России. Что же происходит? Не разнобой ли в тандеме? Вы не знаете, читатель, кому там подчиняется ФСБ?
Хоть этот вопрос и выходит за рамки обозначенной в заголовке темы, напомню, что в одной из недавних статей я, рассуждая о руководящем российском тандеме, пришел к выводу, что Путин с Медведевым больше походят не на тандем, а на придуманный Корнеем Чуковским (в сказке про Доктора Айболита) Тянитолкай. Разница в том, что в тандеме оба смотрят в одну сторону, а две головы Тянитолкая обращены в разные стороны. Что мы порой и наблюдаем.