Мы снова возвращаемся в Торе к сюжету с золотым тельцом. Рассмотрим эту историю в разрезе современной жизни.
После описания Тельца Вс-вышний организует евреев на строительство Мишкана — Переносного Храма.
Тора сопоставляет две концепции — представленные тельцом и Мишканом как две части жизни человека.
Пара — Телец и Мишкан — представляет сочетание творчества и духовности в нашей жизни. Первое представление об этих двух сферах описано в двух рассказах о сотворении человека. Первый сюжет рассказывает о человеке как физическом существе. Адам в этом рассказе получает заповедь осваивать внешний мир, т. е. заниматься в том числе и творчеством. Второй сюжет говорит об Адаме, который общается с Б-гом, сталкивается со змеем и т. д. Суть этого рассказа — научить человека обращаться со своим внутренним миром (змей — символ ецер а-ра животного начала внутри человека).
Б-г в Торе также представлен двумя именами. Имя Эло-ким представляет Б-га как хозяина сил внешней природы, имя Ашем — силы, связанной с внутренним миром человека.
До XIX века евреи очень мало занимались внешним миром (в том числе из-за ограничений галута). Их жизнь была сконцентрирована на себе.
С началом эмансипации евреи поменяли «вектор интереса». Они массово ринулись преобразовывать мир, изобретать, разрабатывать, исследовать и т. д. Но их «выход наружу» сопровождался «уходом» из внутреннего мира. Тем не менее с некоторой задержкой человечество и его передовой отряд — евреи начали возвращаться к изучению внутреннего мира, хотя вначале этот процесс происходил в отрыве от Торы.
Сначала активизировалась психология, получившая толчок от еврея Фрейда и далее в глубь человека.
Потом активизировалось движение New Age, благодаря интеграции дальневосточных духовных учений, включающих йогу, медитации и др. И наконец относительно недавно еврейская мудрость в виде интереса к Каббале начала возвращаться к человечеству более глубоким освоением нашего внутреннего мира.
А теперь рассмотрим символику тельца и Мишкана. Телец (бык) выполняет сразу две символические роли.
С одной стороны, бык — это мощная сила, которая обрабатывает землю. С другой стороны, бык — это один из символов разрушительной силы — он топчет, бодается и т. д. Бык символизирует силы технологии, которая может работать в деле освоения нашего мира, но может и нести разрушение как в природе, так и в психике.
Мишкан символизирует внутренний мир человека.
Пять его главных частей — ковчег (арон кодеш), светильник (менора), стол (шулхан) и два жертвенника (мизбеах)— для сжигания туш животных и для воскурения благовоний.
Рассмотрим символизм этих пяти основных частей.
Семь огней Меноры символизируют пять наших органов чувств (зрение, слух, осязание, обоняние и тактильность) плюс логику и воображение (два полушария мозга).
Стол (прием пищи) символизирует «переваривание» информации.
Жертвенник, где сжигались туши животных, символизирует процесс возвышения и трансформации нашей грубой животной природы.
Жертвенник для воскурения символизирует возвышение наших «тонких» процессов.
И наконец ковчег, находившийся в самой глубине Мишкана (в Святая Святых), символизирует работу с самыми глубинными частями нашей личности.
Предупреждает нас Тора, что человек сначала стремится осваивать внешний мир (творчество). Но опасности этого процесса могут повредить внутреннему миру самого человека. Весь двадцатый век с его войнами и кризисами иллюстрирует «буйство распоясавшегося тельца».
Люди думали, что счастье в обладании ценностями материального мира. Но оказалось, что можно иметь все и быть несчастным.
Счастье — в умении управлять своим внутренним миром.
Сейчас постепенно происходит процесс «возвращения блудного сына». Кроме обладания «своенравным» быком, мы начинаем строить «дорогу к Храму», т. е. учимся работать над собой.
Основная цель человечества в XXI веке — восстановить баланс между внешним и внутренним мирами. Мы научимся ценить не только свой внутренний мир, но и мир ближнего, в том числе и с помощью технологий, которые объединяют нас. Приоритет внутреннего при умении эффективно использовать внешнее — вот наша цель на ближайшее будущее.
И изучение Торы как инструмента работы над собой должно стать ключевым процессом на этом пути.
Опубликовал: Меир БРУК