Про золотого тельца знают все. Если не из Торы, то хотя бы из «Золотого телёнка». Грамотным также известно, что «в возмездии за каждый человеческий грех есть доля от наказания за грех золотого тельца». А вот что тогда произошло, спросим Шаха.
Заводилами были не евреи. Мудрецы понимают это из нескольких деталей текста. Например, Творец, повелевая Моше спуститься с Синайской горы и навести порядок, произносит буквально следующее: «Сойди, поскольку развратился народ твой, который ты вывел из Египта». Твой, а не Мой. Но ведь евреев вывел из Египта Сам Создатель! Вскоре мы скажем в Пасхальной Агаде: «Я, а не посланец! Я, а не серафим!». Народ, выведенный Моше, – это «эрев рав». Многоязычная толпа аборигенов, осознавших во время казней Б-жье величие и устремившихся за победителями. Моше буквально упросил Б-га взять их с собою, подарить шанс… Часть из них стала настоящими прозелитами, влились в еврейский народ. Часть – «пошла своим путём» (есть мнение, что цыгане – потомки этих «отделившихся»). Часть же… Говорит Виленский Гаон, что «эрев рав – это зерно Амалека (нашего злейшего врага, наци) в Израиле». И что перед приходом Машиаха они станут заправлять в народе, натравливать людей на мудрецов, пытаться противостоять Торе и самому Г-споду…
Духовные лидеры очень мешали эрев рав. Особенно Аарон. Все знали, что Облака Славы окружают еврейский стан в его заслугу. Находиться же под их защитой позволялось только одухотворённым людям. Большинство эрев рав нужного уровня не достигали и проживали на обочине. Что удручало и конфузило. Не раз умоляли они Моше ввести их в стан, но, увы,– Облака отталкивали непригодных. Моше утешал и «говорил к их сердцам»… Но где он? Может быть, умер?
«И увидел народ, что задерживается Моше». Как увидел? Непосредственно каждый. Утешитель пропал, «неподслащенная» картина травмировала. К тому же из падающего с неба мана эрев рав доставались… скажем, отруби. Никто никого не обделял, просто качество мана, духовной пищи, напрямую зависело от «потребителя». Настоящий социализм – «каждому по способностям»!
И собрались «обиженные и угнетённые» против Аарона. Ведь именно из-за его святости Б-жественная защита стала осязаемой, на фоне его величия заметен свой позор! Вам это ничего не напоминает?..
А знаете, что они у Аарона просили? «Сделай нам руководителя вместо Моше!». Не вам (евреям), а нам. Ведь как двигался стан? Моше произносит: «Поднимись, Г-сподь…» А на новой стоянке: «Упокойся…». Возникает лагерь, его окружают Облака… И снова эрев рав за «ограждением». При другом ведущем, может, и прекратится «расовая сегрегация»?! Особенно если сам Аарон поучаствует, опустится до уровня «народной глубинки»…
Но за что же наказаны евреи и прочее человечество? Сперва о других. Все народы находятся в нелинейной, но отчётливой связи с нашей духовной ситуацией. Если опустился «народ-священник», «коллективный посланник Б-га к людям», хуже и «пастве». На нас же грех распространился через… мысли! Когда попутчики воскликнули: «Вот тот, кто вёл тебя, Израиль, по дороге из Египта!» — некоторым это показалось неабсурдным. Мол, следуем за ангелом, которого символизирует эта штуковина. Творец бесконечен и непостижим. Ангел же, даже величайший, ограничен. Выберем удобную форму, углубимся в какую-нибудь «трёхликость» аль «восьмирукость» – и разуму полегчает. Подойдут, на худой конец, идеи национализма, социализма, космополитизма, преуспеяния, равенства и братства… Что угодно, лишь бы не бесконечность.
Конечно, поступок начинается с мысли. «Гигиена мысли», культура обращения с ней, чистота или испорченность нашего эмоционального и мыслительного «пространств» — основа поведения. Но ведь Творец не наказывает за мысли, пока они не воплотились в поступок! Награждает за искреннее намерение – да, но не наоборот.
Единственное исключение – мысль об идолопоклонстве. Грандиозный труд Рамбама, охватывающий все стороны еврейского Закона, начинается со слов: «Каждый человек должен знать и верить…» Самая первая заповедь «Я, Г-сподь твой…» относится к сознанию, к «внутреннему поступку». К мысли. К душе. Иначе здание выстроено на зыбком песке…
И поныне духовная апатия, моральная релятивность – печать Амалека, повторение греха золотого тельца. «Помрём – там узнаем (есть ли Б-г?)», «у всех своя правда», «я занят, у меня есть вопросы поважнее!» (чем душа и жизнь), «не надо так уж строго соблюдать законы, слишком серьёзно молиться, напирать на деловую безупречность», «я ещё не на том уровне»… Хотите продолжить список? Как учит коммунистическая партия, «противника надо знать в лицо!»