Эта статья — продолжение серии очерков на общую тему «Лучшее, что у нас есть», опубликованных в № № 918 — 922. В них речь шла об огромном фундаментальном значении древних еврейских первоисточников — Торы, Тhелима и др. для развития цивилизации. И очень обидно, что многие из нас, подлинных наследников великой еврейской культуры, мало знают об этом.
«Царь Соломон!
Твоё правленье свято,
Любого дела ты познал секрет…
Вошёл навеки в славный пантеон
Ты на правах царя-лауреата».
Марк Луцкий
Советская власть, под корень уничтожившая систему еврейского образования, еврейскую культуру вместе с её деятелями, к большому сожалению, преуспела в том, что большинство из нас даже не представляют, какого огромного духовного богатства мы были лишены. Зачастую цитируя священные книги, мы не подозреваем об этом. Доктор наук и поэт Давид Гарбар замечает: «Надо сказать, — мало кто из живущих на земле и принадлежащих к иудео-христианской цивилизации не цитировал книгу «Экклезиаст» — даже если никогда не читали её. Такие выражения, как «Всё суета сует», «Время собирать камни и время их разбрасывать», «Лучше живой пёс, чем мёртвый лев», «Всё возвращается на круги своя» и многие другие известны даже тем, кто никогда не открывал Библии».
Автор бессмертного «Коэлета» (в переводе с иврита на греческий «Экклезиаст» — оратор) — мудрейший из мудрых царь Соломон.
ЦАРЬ СОЛОМОН
В порфиру и в яркий венец облачён,
На царском престоле сидит Соломон,
Престол его пышный сияет богато,
Но мудрость царя ярче камня и злата.
Пальмин Лиодор (1841 — 1891)
Сын царя Давида и Бат-Шевы — Шломо (Соломон). На иврите его имя происходит от «шалом» — «мир», а также «шалем» — совершенный, «цельный». Он правил еврейским государством приблизительно с 967 до 928 г. до н. э. От отца Шломо унаследовал обширное царство, которое простиралось от «египетской реки до великой реки Евфрат». Время его умелого правления считается золотой эрой еврейского государства. Шломо добился мира со всеми своими соседями. При нём процветала международная торговля, государство богатело.
«Всё хорошо — с восхода до заката.
Давно привычна слава дипломата,
Ему внимает зарубежный свет».
Марк Луцкий
Соломон очень много строил (это подтверждается археологическими находками). Самым главным его достижением и славой его царствования стало возведение в Иерусалиме великолепного Храма (Бейт амикдаш).
«Я царь и сын царя — я Соломон!
Мной Храм воздвигнут на скале Сиона!
И что бы ни случилось в время оно,
Меня в веках прославит Он!»
Давид Гарбар
Отец Шломо — царь Давид всегда мечтал соорудить Всевышнему большой Храм — место постоянного хранения Ковчега завета со скрижалями, на которых начертаны Десять заповедей. Однако Б-г воспротивился этому, так как Давид был царём-воином. И царь завещал это сделать сыну.
Место постройки было выбрано на вершине горы Мориа, где Авраам, подчиняясь воле Господа, когда-то доказал свою готовность принести в жертву любимейшего сына Ицхака. Соломон построил величественный, богато украшенный Храм, который простоял почти 400 лет, пока в 586 году до н. э. завоеватели-вавилоняне не разрушили его.
«Уж сорок лет ему подвластен трон —
Двенадцать львов, кругом сплошное злато.
Он всемогущ, мудрейший Соломон,
Недаром говорят: «Ума палата!»
И государство землями богато,
А властелин — писатель и поэт…»
Марк Луцкий
В Танахе сообщается, что писатель и поэт царь Соломон «сочинил 3000 притч и свыше 1000 песен. А цари всего света направляли к нему гонцов, чтобы узнать его мудрые речи» (книга царств «Млахим» (5:12, 14).
Из написанного Соломоном до нас дошли три его книги: «Песнь песней», «Притчи» («Мишлей») и «Коэлет» («Екклесиаст»). Все они вошли в состав Танаха.
«Книга мудрости и печали, Гимн Б-гу»
Так сказал о «Коэлете» Давид Гарбар — «Всего несколько страниц. И весь мир человеческих чувств».
Слово «Коэлет» в переводе с иврита — «Собиратель». Именно так в этой книге и называет себя царь Соломон. Книга начинается такими словами: «Речи Собирателя, сына Давида, царя Иерушалаима» (1:1).
Эти «речи» — его наблюдения и размышления о смысле жизни и выводы, к которым приходит автор: «Я разведывал сердцем моим: … что хорошо для сынов человеческих, что делать им под небесами в (мало) численные дни их жизни» (2:3) «Искал Собиратель, чтобы найти речения драгоценные… и слова истины» (12:10).
Вот некоторые примеры этих истин:
«Я видел, что есть преимущество у мудрости перед глупостью, как преимущество у света перед тьмой» (2:13);
«Я знаю, что нет у них лучшего, чем радоваться и делать добро при жизни своей» (3:12);
«Всему время, и пора всякой вещи под небесами» (3:1);
«Лучше тебе не давать обета, чем дать обет и не исполнить» (5:4);
«Как вышел нагим из утробы матери, так и уйдёт — таким же, каким пришёл, и за труд свой ничего не унесёт он в руке своей» (5:14);
«Спокойные речи мудрых слышнее окрика властелина глупцов» (9:17);
«Афоризмы Коэлета» своей глубиной привлекали и до сих пор привлекают многих литераторов. И некоторые из них, каждый по-своему осмысливая вечную книгу, создали её стихотворные переложения.
Вот отрывки из 1-й и 11-й глав переложения Дмитрия Гольдштейна:
«Сказал Коэлет: суета сует,
Всё суета, всё в мире быстротечно. (1:2)
За родом род является вослед,
Уходит — а земля пребудет вечно». (1:4)
* * *
«Ходи путями сердца своего
И по тебе лишь ведомым дорогам.
Но помни, что за все до одного
Дела свои ответишь перед Б-гом». (11:9)
А вот строки из 3-й главы переложения Гарбара:
«Свой срок на свете есть у разных дел: (3:1)
Родиться время есть и умирать… (3:2)
Есть время говорить и есть молчать, (3:7)
И камни собирать и их бросать…». (3:5)
Наум Басовский осмыслил философию Собирателя так: (отрывок из 3-й главы):
«Тем самым сказал человеку Б-г:
Всё прекрасно, когда оно в срок,
Прекрасно, но благом ли будет оно,
Этого знать никому не дано.
Я увидел — нет большего блага нам,
Чем вовремя радоваться своим делам,
Потому что вся наша доля в том:
Никто не знает, что будет потом». (3:22)
Книгу «Коэлет» с давних времён евреи читают в синагогах в дни весёлого праздника сбора урожая — Суккот. Нельзя не восхищаться древней традицией — читать книгу Собирателя мудрости в праздник окончания полевых работ. Ибо это самое время подумать о том, что урожай и другие материальные блага необходимы для жизни и им надо радоваться, но всё же это далеко не всё. И просто «суета сует», если у людей нет другой важной цели.
Великий Собиратель заканчивает вечную книгу выводом, к которому он пришёл на протяжении своей богатой свершениями и полной драматизма жизни:
«Послушаем всему заключение: Б-га бойся и Его заветы соблюдай, ибо в этом вся суть человека» (12:14).
Опубликовал: Михаил Миллер