Рабби Холландер пережил две мировые войны, «холодную», создание СССР и падение «империи зла»; появление нацизма, приход к власти Гитлера и падение третьего «тысячелетнего» рейха; появление «блока стран социалистических демократий», захват СССР половины Европы и развал блока после обвала СССР; Шоа и возникновение Мединат Исраэль; «железный занавес», опустившийся над миллионами евреев СССР, и исход евреев, начавшийся в конце 1960-х гг.
Рабби родился в 1913 г. в г. Джендгеш в Австро-Венгерской империи, развалившейся после Первой мировой войны, а умер 24 тевета 5770 г. (20 января 2009 г.) в возрасте 96 лет. Он дольше всех в истории евреев Америки служил раввином.
После поездки в СССР в 1956 г. он начал кампанию за выпуск молитвенников и переводов Торы и ТАНАХа, а также за разрешение главному раввину Москвы рабби Иегуде-Лейбу Левину посетить Нью-Йорк. В 1987 г. рабби Холландер добился того, чтобы власти СССР разрешили шести русским евреям обучаться в Rabbi Isaac Elchanan Theological Seminary at Yeshiva University. Здесь и сам он получил смиху у рабби И. Б. Соловейчика, а диплом юриста — в Brooklyn Law School.
В СССР рабби Холландер выступил с обращением к евреям, сказав, что они должны гордиться еврейством, требовать от властей открытия еврейских школ и выпуска молитвенников. И до последних дней он всегда подчеркивал, что еврей должен гордиться своим еврейством и иудаизмом. Говоря о Йоне, который в ответ на вопрос гоим, кто он, отвечает: «Иври анохи» (Я — еврей), — рабби отметил, что таким был и должен быть наш ответ всем антисемитам. Таким он оставался и при встрече с Хрущевым и другими советскими лидерами-антисемитами. Об этом он писал так: «Когда Моше-рабейну сказал о себе «тяжел устами», он имел в виду, что говорит мало. Моше говорил сжато и всегда по делу. Фараону Моше сказал просто: «Так сказал Г-сподь, Б-г евреев: «Доколе ты будешь отказываться смириться предо Мною?» Моше не стал просвещать фараона насчет прав человека, преступности рабовладения и права на национальное самоопределение. Он знал, что тирания с убийствами, преследованиями и дискриминацией останется той же тиранией, облаченной в искусную идеологию. Поэтому Моше сразу обрушился на фараона и его режим, указав, что жестокий эгоизм лежит в основе идеологии Египта. И предложил курс исцеления — обменять самопоклонение на власть Б-га и Его законов. Поэтому немногословность Моше была на самом деле благословением. Он кратко говорил то, что нужно было сказать».
В 1956 г. рабби Давид Холландер привез в Москву группу раввинов. Это был первый официальный визит «служителей культа» за «железный занавес». Всю жизнь он боролся за права евреев и за то, чтобы они остались евреями.
Боец и воин
Рабби Холландер тоже всегда выражался кратко, невзирая на лица. Сам он сказал о себе в 2003 г.: «Я вел войну на протяжении последних 60 лет и никогда не был умеренным». Так же страстно, как он боролся за советских евреев, он воевал за евреев Израиля, и до самой старости участвовал в демонстрациях, писал статьи и выступал с речами. Он не боялся лидеров организаций под еврейской вывеской и политиканов. Его девизами были: «Отпусти народ мой!» или «Дайте жить моему народу!»
Поэтому он призвал к ответу мэра Нью-Йорка Майкла Блумберга за доверие, оказанное антисемитке Ленор Фулани. Свою смелость он объяснял так: «Мой хозяин — не совет синагоги, и не советы других организаций, где я служил, а только Свиток Торы на двойной деревянной основе, по ней я читаю слово Б-га». (Игра слов: «My Master was not Board of the Synagogue or Boards of Organizations I served but twin boards around which the scroll of the Torah was wrapped, from which the word of God was read».)
Он успевал все: рабби в своей синагоге, ночами писал еженедельные статьи для Jewish Press и Der Algemeiner Journal, выступал на сборах пожертвований, помогал людям, протестовал против политики США на Ближнем Востоке, бичевал левых и радикалов, включая евреев-реформистов. Все, что он делал, можно определить двумя словами — «Ахават Исраэль» — «Любовь к народу Израиля». Он бичевал тех евреев, которые занимались «тихой дипломатией», пожимая руки своим убийцам, вместо того чтобы разоблачать их. Он видел ложь и разоблачал ее. Его слова были «тяжелы», ибо они несли в себе Истину. В последний день жизни, в госпитале он еще писал статью к следующему номеру еврейской газеты.
Он начал с 2,5 доллара в неделю в маленькой синагоге в Нью-Джерси и дошел до президента самой большой организации раввинов мира Rabbinical Council of America. Он продолжал бороться за Тору с теми, кто уничтожал ее (коммунистами, реформистами и пр.) и распространять ее везде, где мог. Поэтому о нем можно сказать то, что сказано о Моше-рабейну: Тора объявляет — «Зе Моше веАрон» — «Это Моше и Арон», стоявшие перед фараоном. Моше остался тем же самым евреем, каким он был тогда, когда пас овец, или величайшим пророком Б-га. Так и рабби Холландер всегда оставался верен слову Торы — был ли он рабби в маленькой синагоге или президентом крупнейшей организации.
Вечность Торы
Было интересно слушать его выступления на демонстрациях. После Ословских соглашений рабби участвовал во всех демонстрациях. Поразительно было видеть его 9 Ава, спокойно шагающим в страшную жару. В 1996 г. он выступил перед небольшой группой женщин, в основном из партии «Зеленых», в Рош Ходеш, по случаю прихода к власти Беньямина Нетаниягу. Среди прочего он сказал, что, приехав в СССР в 1956 г., был поражен тем, что синагога в Москве находится в нескольких кварталах от Кремля: «Я увидел Дом Б-га и не мог поверить в то, что маленькое здание выжило вблизи Кремля.
Где сегодня Ленин и Сталин? Коммунизма нет, но маленькая Тора продолжает шагать сегодня, как и вчера. И будет шагать вечно. И сегодня она шагает и с русскими евреями».
Я сказала ему, как меня в 1968 г. поразила увиденная впервые надпись на синагоге «Эйн зе ки бейт Элоким» («Это не что иное, как Дом
Б-га»). В самом сердце Москвы евреи провозгласили власть Б-га! Он тут же вспомнил эти слова и сказал, что был ошеломлен, что в сердце красного фараона жива еврейская душа.
Когда в 1980-х евреи Бронкса начали убегать под черно-цветным натиском, 70-летний рабби Холландер сказал Любавичскому Ребе, с которым он был очень близок и сидел в президиуме на многих его «фарбренген», что уйдет на пенсию, Ребе ответил: «Я старше вас, но я беру на себя дополнительную ношу. Кто дал вам право уходить на пенсию? Рабанут — это пожизненно». И рабби стал раввином Hebrew Alliance in Brighton Beach.
Рабби Холландер с большой любовью относился к рабби Меиру Кахане, приходил на его выступления, поддерживал его в борьбе за освобождение евреев СССР, в борьбе против феодальных баронов еврейских организаций, в борьбе против ассимиляции. А после его гибели всегда выступал в его йорцайт.
Иш Эмет — человек веры
Рабби Холландер был великий борец за честь Торы. «Он не разделял евреев на классы внутри иудаизма. У него была только одна Тора, и каждый еврей имел в ней место», — сказала ребецн Холландер после его смерти. «Само слово «деноминация» по отношению к евреям является еретической идеей, ибо подразумевает, что иудаизм может существовать вне законов Письменной и Устной Торы, данной Б-гом на Синае», — говорил рабби Холландер о реформистах, консерваторах и прочих «реформаторах» Торы.
Неутомимый Марбиц Тора (учитель Торы), прекрасный оратор, хороший дипломат, искусный полемист и писатель, Охев Исраэль и Эрец Исраэль (любящий еврейский народ), защитник евреев и борец за их права. Талмид хахам, знаток языков, знаток мирских дел и боки (знаток Торы и ШАСа), который моментально находил нужные изречения, пасук (отрывок из Торы) или хазаль (слова мудрецов). Борец, глубокий мыслитель и неутомимый ездок ради Клаль Исраэль (еврейский народ), даршан (проповедник), до конца своих дней сохранивший ясность мысли. Благотворитель, человек слова и дела, беспрестанно трудившийся на благо евреев и Торы. Иш Эмет (человек веры), боровшийся за Эмет аль пи Торат Ашем Эмет (истину по Торе Б-жьей) Ихие зихро барух! (Да будет память его благословенной!) И да будет он хорошим мелиц йошер! (а гуте бетер — хорошим заступником в Небесах за еврейский народ!)