— Уважаемый рав!
Что делать еврею, который не идентифицирует самого себя как еврея, а, приходя в синагогу, чувствует там себя чужим… Душу, если таковая имеется на самом деле, т. к. доказать наличие души невозможно — не выбросить. А ходить двумя путями по жизни не получается…
Шломо, Москва
— «Ходить двумя путями по жизни» (по Вашему выражению) действительно крайне сложно, если вообще возможно. Поэтому следует избрать один- тот, который предначертан Свыше. Ибо от рождения еврей (независимо от того, идентифицирует он себя с еврейством или нет) наделен не только общечеловеческой душой, но и- «дополнительной», еврейской. И ее, эту «дополнительную» душу, как Вы совершенно верно заметили, не выбросить. Более того, любые попытки противиться ее стремлению к Творцу мира (вести нееврейский образ жизни) вносят в душу еврея «поломки», результатом которых, как правило, становится внутренний разлад, ощущение душевной «неустроенности» и прочие негативные явления.
В описанном Вами случае отсутствие еврейской самоидентификации (а точнее, чувство, что оно отсутствует), скорее всего, связано с определенным эмоциональным восприятием еврейского окружения, в котором живет человек. В любом месте, вне Израиля, где еврейство долгое время было оторвано от «корней» и теперь только возвращается к традициям своего народа, в соблюдении этих традиций, когда устоявшихся навыков в этом нет, немало наносного, неестественного. А порой «тональность» и «стиль» деятельности немногочисленных еврейских общин и вовсе ставится в зависимость от пожеланий тех, кто эти общины финансирует.
Другой вопрос: что в такой ситуации делать?
Прежде всего, если в городе несколько синагог (а в Москве их- несколько), следует пойти в другую синагогу, а потом, может быть, и в третью. Атмосфера в разных синагогах не одинаковая. И есть шанс, что в какой-то из них человек почувствует себя комфортнее.
Безусловно, каждому еврею надо иметь связь с еврейской общиной, в той или иной степени разделять ее интересы, по возможности участвовать в ее деятельности. Уже не говоря о том, что молиться нужно в миньяне. Но если человеку не удается найти общину, в которой он мог бы почувствовать себя «своим», ему следует оставить на время поиск «близкой по духу» синагоги и постараться приблизиться к Всевышнему самостоятельно.
Остается проблема молитвы в миньяне. Но и она разрешима. На первых порах, в процессе изучения основ еврейской традиции, человек (вынужденно) может молиться один. Но почувствовав, что его упорная, самостоятельная духовная работа начинает приносить плоды, он может снова попытаться пойти в одну из синагог (не исключено, что, поднявшись на иной уровень, он воспримет ситуацию иначе). Или найти единомышленников и организовать собственный миньян, а также и совместные занятия по изучению Торы.
Опубликовал: Рав Элиягу Эссас
Прочитав этот ответ рава на сайте evrey.com, я задал ему вопрос: как быть, если в городе синагога — единственная, в ней бритый раввин (это в ортодоксальной-то синагоге!) позволяет сидеть женщинам в перемешку с мужчинами (при наличии отдельного балкона для женщин), при проносе Торы по залу её касаются не только женщины, но и неевреи (супруги и бойфренды некоторых женщин), свечи зажигают на Хануку также женщины и неевреи. В общем, писать можно долго.
Но у меня только одно желание: получить квалифицированный ответ Рава на этот вопрос (жду его уже значительно более месяца).
С уважением. Давид
это нормально что вы чувствуете себя чужими в синагогах вне израиля, так как вы на самом деле там чужие. вы почувствуете разницу посетив синагоги в израиле. возвращайтесь домой на родину, на чужбине вы никогда не найдёте синагоги в которой вы не будете чувствовать себя не чужим