«Да здравствует самый гуманный!..»

Поклонники «Кавказской пленницы» продолжат: «… в мире советский суд!» Так один из разбойников встретил начало заседания, соответствовавшего закону Тору. Ведь судили-то их за похищение человека, нарушение одного из запретов, приведённых в десяти заповедях! Но шутки шутками, а мы обратимся к Шаху за разъяснением роли действительно самого гуманного и сбалансированного суда — суда Торы. Он-то основан не на сталинской конституции, а на законах милосердного Создателя вселенной!

Повторюсь по причине неоднократных недоумений: Шах — это не ушедший от нас недавно рав Шах, благословенна память обоих праведников! Так принято называть жившего более 400 лет назад рабби Шабтая бен Меира-коэна. Автора, в частности, знаменитого комментария «Сифтей коэн», по первым буквам названия которого его и величают. На иврите «шин» и «син» — одна буква, так же, как и «каф» и «хаф». Отличие только в маленькой точке («некуд»). Так «СК» превращается в «Шах», в полном соответствии с грамматикой. А называть мудреца по выдающемуся труду, даже без вступительного «рабби» — знак особого уважения, признания ценности его работы. Ну-ка, вспомните настоящее имя Хофец Хаима или Хазон Иша.

Первые слова главы: «И эти законы (общества) ты положишь перед ними». Ясно растолкуешь. Мудрецы исследуют гематрии слова «веэле» («и эти»). В Торе нет ничего случайного, и совпадение числовых значений слов или выражений говорит о некоторой связи между ними. Этим, в частности, уникален святой язык. Правда, чтобы использовать гематрии, надо серьёзно учиться, иначе такого насчитаешь!..

«Простая гематрия» (просто сумма числовых значений букв) слова «и эти» равна количеству букв в том Имени Б-га, которым, согласно Каббале, сотворён мир! На это и намекают мудрецы в главном труде по еврейской нравственности («мусару»), «Пиркей авот». «На трёх вещах стоит мир: на (справедливом) суде, правде и мире».

А используя так называемую «полную гематрию» слова, учитывающую числовые значения алфавитных названий («алеф», «бет» и т. д.), мы получим 204. В принятой буквенной записи — «далет рейш» — «дар» (проживать, обитать). «Творец обитает среди (достойных) судей». Помогает не отклоняться от справедливости, «открывает им глаза»… Однако те же буквы можно поменять местами, и вместо «дар» получаем «ред» — спускаться! «Судья обязан понимать, что открытый ад расположен прямо под ним». Неверное решение, торопливость или предвзятость, и… Не зря, согласно Рамбаму, книга «Пиркей авот» («Поучения отцов») обращена в первую очередь к судьям. А первый совет, в ней приведённый, звучит так: «Судите обдуманно…».

Спрашивают мудрецы, почему глава эта не начинается, как большинство других: «Сказал Б-г». Отвечает Рамбан: потому что она не является отдельной главой. Фактически, это продолжение десяти заповедей! И, анализируя текст, Рамбан показал, что фраза «и вот законы…» продолжает последнюю из десяти заповедей: «Не возжелай дома ближнего своего…». Справедливые законы и честный суд уменьшают вражду и зависть между людьми.

Говорит древний Мидраш Раба: «Вся Тора зависит от правосудия, поэтому дал Благословенный правила общежития сразу после десяти заповедей. Глава Мишпатим разъясняет законы, связанные с идолопоклонством, и правила почитания родителей, и запреты убивать и совращать из десяти заповедей…».

Система общественных законов Торы — это «уголовный» и «гражданский кодекс». Без них нельзя применить на практике «конституцию» — десять заповедей. Справедливый суд Тора уподобляет жертвоприношениям («корбанот») в Храме, главная задача которых — «лекарев» — сблизить нас с нашим Создателем. Таким образом, справедливый суд — важнейшая и абсолютно необходимая часть «Царства Б-жьего на земле». И наоборот, «каждый, кто избирает недостойного судью, словно сажает дерево для идолослужения». Приносит в мир язычество, ссору, забвение истинной задачи человека.

В немалой степени, друзья, всё это относится к нам с вами. То, как мы судим окружающих и самих себя, приносит в нашу жизнь либо дыхание Царства Б-жьего, либо делает её местом войн, претензий и обид. Так что прекраснодушное и абстрактное христианское «Не судите и да не судимы будете!» (слегка изменённый совет из старинного мидраша) сформулируем так: «Будьте очень осторожны с осуждением людей и в частности самого себя». Что гораздо легче советовать…

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Арье Юдасин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора