Землетрясение, разрушившее Гаити, встряхнуло сознание всего мира. И дело не столько в силе толчков — 7 баллов по шкале Рихтера не является особенно мощным землетрясением. Это меньше, например, чем землетрясение в Сан-Франциско 1989 года в 7,1 балла, которое привело к гибели нескольких десятков человек. Потряс мир масштаб разрушений ни на что не годных строений и количество связанных с этим жертв на Гаити — 200000 человек. Катастрофы такого масштаба заставляют задуматься о вещах мистических и в целом небезопасных для человеческой психики.
В Торе жена Лота, оглянувшись на оставленный город, увидела гибель Содома и превратилась в соляной столб. Для голов слабых и ущербных ещё до землетрясения, эффект разрушения Гаити был пагубен. Так венесуэльский вождь Уго Чавес заявил, что «несчастье было вызвано загадочным американским оружием». А некто Ти Вэст из Сиэтла, отчаявшись понять, как еврейские козни могли вызвать землетрясение, сообщил на U-Tube своё открытие, что, по крайней мере, израильские врачи, поспешившие помочь гаитянам, воруют у пострадавших органы. Столь же ущербные головы на некоторых других сайтах воспроизвели «открытие» жителя Сиэтла.
Были предприняты попытки объяснить мистические причины трагедии. Один из ведущих протестантских проповедников Америки Пэт Робертсон заявил, что землетрясение — наказание гаитянам «за сговор с дьяволом», который их предки, последователи языческого культа Вуду, заключили в период войны с французами, давшей Гаити независимость в 1804 году. О том, что гаитяне заслужили наказание, сказал и патриарх Всея Руси Кирилл: «Гаити — страна нищеты и преступности, голода, наркомании, коррупции, потери нравственного облика людей». В Священном Писании, общем у иудеев и христиан, есть идея наказания народов за совершённые ими грехи. О том, что причины землетрясений гнездятся в морали, учил великий каббалист Аризаль. В сегодняшней ситуации мне всё же больше нравится подход еврейского пророка Ионы.
Иона пришёл в ассирийский город Нинвэ и пророчествовал, что за грехи жителей город Нинвэ будет вскоре разрушен. Жители раскаялись, что спасло и их, и город. Упрёки в грехах более уместны, мне кажется, когда можно что-то изменить, чем когда на улицах лежат горы трупов.
Понять, откуда взялась идея о наказании за грехи, легко. Гаити, вторая после США по «стажу» свободная страна континента — худшая по всем мыслимым показателям страна западного полушария. Приведённая выше оценка патриарха Кирилла совпадает с тем, что писали о Гаити многие обозреватели. Одна из проблем оказания помощи Гаити — банды, контролирующие всю страну, которые отнимут всё, что достанется не им.
Конечно, необходимо извлечь заваленных из-под руин, вылечить покалеченных, доставить воду и продовольствие для необходимых нужд. Но что делать дальше? Щедрый президент Обама немедленно выделил на помощь Гаити 100 миллионов долларов, американцы через различные фонды собрали в несколько раз больше этой суммы. Но как с помощью денег превратить беззаконие в царство закона, разложение — в мораль, дикость — в цивилизацию? Вопрос этот важен не только для Гаити, но и для ряда стран Африки, находящихся в похожем на Гаити состоянии, а также для арабских анклавов, управляемых ХАМАСом и ФАТХом в Земле Израиля. Недаром российская журналистка Юлия Латынина назвала свою статью от 22 января о проблемах Гаити «Новая Палестина». Горький опыт показывает, что вливание денег в провалившиеся общества контрпродуктивно. Когда населению раздают бесплатную еду, они прекращают что-либо производить, и умирает фермерство. У нации-иждивенки других занятий, кроме как разбой или «борьба с угнетателями», не остаётся. Это хорошо видно на примере «палестинских беженцев», созданных ООН, и с 1948 года удерживаемых в лагерях, которые содержит ООН. Поэтому пока гаитяне не решатся сами себе помогать, любая помощь бесполезна. Брет Стивенс в «Уолл стрит Джорнал» от 18 января с. г. написал: «Чтобы помочь Гаити, прекратите помощь из-за рубежа. Для гаитян любая возможная помощь, кроме немедленного облегчения ситуации, приведёт к большей бедности, большей коррупции и большей деградации общественных институтов».
видимо израиль прислушался к совету Брет Стивенсa от 18 января сего года, и не оказывает помошь собственным гражданам из гуш катифа, насильственно ставшими беженцами