Моше грозит фараону восьмой по счету казнью — нашествием саранчи, если евреи не получат свободу. Фараон соглашается отпустить только мужчин. В разгар этой казни фараон раскаивается в своем упрямстве и просит Моше и Аарона удалить саранчу. Его просьба выполняется, но Б-г вновь ожесточает сердце египетского правителя, и тот в очередной раз не выполняет обещания. Тогда начинается девятая казнь: вся страна, кроме еврейских домов, погружается в густую тьму. Фараон снова зовет Моше и предлагает отпустить всех евреев, но без скота. Моше отвечает, что евреи не только уведут свой скот, но и прихватят часть скота египтян, а затем сообщает о завершающей, самой тяжелой казни — умерщвлении первенцев, после чего сыны Израиля покинут Египет. Б-г дает евреям первую заповедь: с нисана, месяца Исхода, будет начинаться еврейский календарь. 10 нисана евреи должны взять ягненка, держать его дома четыре дня и потом зарезать как пасхальную жертву, помазав кровью дверные косяки и притолоки в своих домах, а зажаренное мясо — съесть. Кровь жертвы укажет Б-гу еврейские дома, чтобы миновать их во время истребления египетских первенцев. Сыны Израиля навсегда запомнят этот день Исхода и в память о нем не будут есть квасное в дни Песаха. Указания Б-га в точности выполняются. Начинается последняя казнь, и фараон отпускает, наконец, еврейских рабов. В конце раздела приведены законы пасхальной жертвы, выкупа сына-первенца и наложения тфилин.
«И настала кромешная тьма во всей стране Египетской три дня» (Шмот, 10:22).
Раши объясняет, что одной из причин этой казни было намерение Б-га незаметно для египтян убить тех нечестивцев из числа евреев, которые не хотели уходить из Египта, и так же тихо похоронить их. Гласность могла повредить репутации Творца: египтяне подумали бы, что казни носят всеобщий характер и насылаются на них не из-за отказа фараона отпустить еврейских рабов.
Но тут возникает вопрос. Почему вместе с этими нечестивцами не были казнены два отъявленных злодея, Датан и Авирам, чьими «подвигами» богата хроника Исхода, начиная с доноса фараону о том, что Моше убил египтянина, издевавшегося над еврейским рабом, и кончая их деятельным участием в бунте Кораха?
Комментаторы отвечают: да, Датан и Авирам совершили много преступлений, за что и были сурово наказаны — их поглотила земля вместе с Корахом. Но Б-г казнил во время тьмы не всех евреев, заслуживших смерти, а лишь тех, кто не верил в спасение и не желал уходить от египетских «горшков с мясом». «Вы хотите остаться? — говорил им
Вс-вышний. — Так будьте моими гостями».
Датан и Авирам были отъявленными негодяями. Но они готовились покинуть Египет вместе со всеми, отправиться в неизвестность, повинуясь воле Творца, и за это удостоились быть свидетелями и участниками великих событий Исхода.
Само-пожертвование
«И пусть едят мясо в ту же ночь, пожаренное на огне. И опресноки с горькой зеленью пусть едят» (Шмот, 12:8).
Среди светских израильтян распространено заблуждение, будто иудаизм требует от человека стать безликим автоматом, роботом, механически выполнять одни и те же действия, бессмысленно твердить одни и те же молитвы, одеваться, как все, — в черный костюм и шляпу.
Оглянитесь вокруг: найдутся ли в мире два совершенно одинаковых человека? Каждый человек уникален, каждый неповторим. У каждого из нас свои индивидуальные чувства, мысли, способности, черты лица и особенности поведения.
Б-г создал нас очень разными, и Он хочет, чтобы мы были разными и проявляли свою индивидуальность. Более того, если мы не реализуем те таланты и способности, которыми наделил нас от рождения Творец, с нас будет строго взыскано в Высшем суде, когда мы покинем этот мир.
Пасхальная жертва была первым приношением, которое евреи должны были совершить вместе, всем народом. В каждом первом опыте содержится квинтэссенция его повторений. Подобно тому, как ДНК является генетическим кодом человеческого организма, так и в первом жертвоприношении были закодированы все последующие жертвы. Первый «корбан Песах» содержит фундаментальную информацию обо всех других жертвах.
Впрочем, слово «жертва» неверно по сути. Жертвовать — означает отдавать, отрывать от себя. Принято считать, что религия и, в частности иудаизм, требует жертв: ради «святого дела» надо отдать частичку самого себя, чем-то пожертвовать от своей индивидуальности.
Жертвы, приносимые на храмовом жертвеннике, представляли собой одну из форм служения Творцу. Человек добровольно расставался со своей собственностью, с жертвенным животным, цена которого была довольно высока. Но «корбан Песах» отличался от них тем, что все мясо жертвенного животного возвращалось к хозяину. Он должен был съесть его вместе с семьей и гостями во время пасхального Седера.
«Корбан Песах» выражает сущность «жертвования» Б-гу. Вс-вышнему не нужны автоматы. Он хочет, чтобы мы служили Ему всем сердцем и всей душою, всей своей индивидуальностью. Если мы готовы так служить, принести себя на жертвенник Высшей правды, Б-г, не колеблясь, вернет нам эту жертву, без остатка.
Методом
исключения
«…Но никакой необрезанный не должен есть ее (пасхальную жертву)» (Шмот, 12:48).
Печально, но факт: современные евреи жертвуют больше денег на музеи и мемориалы, чем на еврейское образование. Трепетное уважение к прошлому заслоняет будущее. Еврей, далекий от религиозной традиции, но сохраняющий национальное самосознание, поддерживает связь со своим народом, как правило, через Катастрофу. Заплатив «членские взносы» в копилку памяти ее жертв, он со спокойной совестью и чувством выполненного долга садится за руль в шаббат и едет на природу или на футбол.
В библейские времена принесение пасхальной жертвы и ее последующее поедание обставлялось целым рядом строгих условий и ограничений. Например, необрезанные мужчины не допускались к выполнению этой заповеди. Какая связь между пасхальной жертвой и заповедью брит-мила?
«Брит» означает договор, союз, завет. Это слово образовано от корня «бар», одно из значений которого — выводить за рамки, исключать, как в выражении «бар мин…», за исключением. Договор подразумевает вступление в особые отношения, которые распространяются только на договаривающиеся стороны и исключают всех других — посторонних, непосвященных. Только «высокие договаривающиеся стороны» пользуются привилегией особых отношений. Все прочие исключаются из них.
Обрезание и «корбан-песах» — это «договоры», символы особо доверительных отношений между
Б-гом и его избранным народом. Но между ними есть и существенная разница. «Брит-мила» — это договор индивидуальный, между каждым отдельным евреем и Б-гом, а пасхальная жертва — коллективный договор, в котором участвует весь народ Израиля.
Тора запрещает необрезанному человеку есть пасхальную жертву. Такая зависимость глубоко символична. Личная приверженность Б-гу должна предшествовать приверженности еврейскому народу. Недостаточно сказать: «Я — еврей. Я оплакиваю жертвы Катастрофы. Я ненавижу антисемитов, и у меня болит душа за Израиль». Еврейство начинается не с этого, а с личной лояльности Б-гу и Торе, с обрезания, которое совершается на восьмой день после рождения и подтверждает верность индивидуальному договору с Творцом. Без этой преданности и любовь к своему народу недолговечна. Ее хватает от силы на одно поколение.