Рюкзак света

— Почему вы пришли ко мне? — удивился Троцкий, когда раввин Москвы Яков Мазе обратился к министру обороны с просьбой спасти евреев от погромов в годы Гражданской войны.

— Потому что вы — еврей!

— Я не еврей, а социал-демократ!

— Революции делают троцкие, а расплачиваются за это бронштейны, — прокомментировал раввин…

Впрочем, отнюдь не все российские евреи не помнили родства. Как-то преуспевающий научный сотрудник Московского института Иосиф Бегун пошел в кино.

— Фильм Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм» потряс меня до глубины души, — рассказывал мне Иосиф Бегун вскоре после освобождения из тюрьмы в 1980 году. — Испытав боль за свой народ, я вышел из кинотеатра полным решимости не допустить еще одной Катастрофы.

Бегун осознал, что лишенные права изучать свой язык, культуру и религию советские евреи обрекались властями на насильственную ассимиляцию. Ощущение сострадания к своему народу вдохновило Бегуна, дало ему силы для борьбы с жестокой системой. Он начал изучать иврит и преподавать его московским евреям.

— Я подал объявление в «Мосгорсправку» о том, что обучаю желающих ивриту, — вспоминал Бегун. — Вскоре меня выгнали с работы, а КГБ угрожало уголовным преследованием за тунеядство. Я отчислял налоги государству с денег, заработанных преподаванием иврита, однако налоговое управление отказывалось их принимать. Конечно же, я мог устроиться на работу хотя бы дворником, но хотелось отстоять право на изучение своего языка.

Советское «правосудие» судило не Бегуна, а иврит, пытаясь доказать, что этот язык мертв и его преподавание не является «общественно полезным трудом». Однако Бегун настаивал на том, что иврит — это живой язык, на котором говорят миллионы евреев в Израиле и по всему миру. Его приговорили к двум годам тюрьмы. После освобождения он продолжал преподавать, и его посадили уже на три года. Помню, как Бегун после освобождения ходил по Москве с тяжелым рюкзаком, в котором лежали еврейские книги. Светом книг Иосиф Бегун стремился рассеять «тьму египетскую» системы, которая боялась книг больше всего. В третий раз его посадили на… 12 лет, посчитав еврейские книги антисоветской агитацией и пропагандой.

Горбачев планировал выпустить политических заключенных и предложил им подписать просьбу об амнистии с обещанием не повторять «преступлений». Бегун отказался: «Я не совершал преступлений, я преподавал и буду преподавать иврит!» Начальник лагеря вызвал его в пятницу и заявил, что он свободен и может возвращаться в Москву. Иосиф же попросил, чтобы ему позволили покинуть лагерь после шаббата!..

Бегун был первопроходцем, человеком, которому небезразлична судьба своего народа, и стал одним из первых учителей иврита в СССР, лидером, за которым пошли другие…

Рассказывая о лидере еврейского народа Моисее, Тора подчеркивает не его мудрость или силу, а лишь сострадание. Он жил в безопасности и комфорте во дворце Фараона. Моисей мог не замечать проблем еврейских рабов, но он не забыл братства, ощущая их боль своей собственной.

«И вырос ребенок» (Шмот, 3:10), — сказано в Торе. Но почему же в следующем предложении повторяется сказанное: «И вырос Моисей, и вышел к братьям своим, и увидел их страдания» (Шмот, 3:10)? В первый раз сказано, что ребенок вырос физически, а во второй — речь идет о его величии, поясняет Раши. Ребенок вырос духовно, что выразилось в сочувствии к своим братьям. Моисей увидел не только глазами, но и ощутил сердцем, поясняет Раши. Моисей вышел к своим братьям на строительство пирамид, подставлял плечо, желая разделить их тяжкую ношу, и посвятил свою жизнь освобождению евреев из рабства…

«И была густая тьма по всей земле Египетской… — так описывает Тора предпоследнюю, девятую казнь. — Не видели друг друга, и не поднимался никто с места своего, а у евреев был свет в их жилищах» (Шмот, 10: 21-23).

Казнь тьмой отличалась от других казней тем, что стала наказанием не только для египтян, но и для евреев. В том поколении среди евреев были люди, которые не хотели уходить из Египта, и все они умерли в течение трех дней тьмы, объясняет Раши.

Тьма — это не только физическое явление. В духовную тьму погрузились некоторые евреи в изгнании. В стремлении к ассимиляции они забывают о принадлежности к своему народу. Поэтому о них сказано: они «не видели друг друга!», закрывая глаза на страдания своих братьев, пишет рав Авраам Тверский в книге «Living each week». «Они не могли подняться», ибо духовный рост человека определяется его способностью сострадать ближнему. Однако «у евреев был свет» — из Египта удостоились выйти лишь те, кто наполнил свою душу светом, чувствовал страдания своих братьев и, разделяя их тяжкую ношу, приходил им на помощь!

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Лев Кацин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора