Во время визита папы римского Бенедикта XVI в главной синагоге Рима, глава еврейской общины выразал протест по поводу причисления к лику святых папу римского Пия XII.
«Молчание Пия XII до и после Катастрофы до сих пор больно ранит, потому что церковь могла и должна была что-то сделать», — сказал Риккардо Пацифици, президент еврейской общины Рима. Еврейские общины и историки считают, что Пий XII не выступил против преследования евреев нацистами в годы Второй мировой войны. Папа римский Бенедикта XVI ответил, что Ватикан, якобы действовал тайно, пятаясь защитить евреев. Между тем главный раввин Италии Джузеппе Ларас и житель Рима, переживший Холокост, объявили понтифику бойкот. Как заявил Джузеппе Ларас, это мотивировано неуважением к еврейскому народу, которое проявилось в решениях Ватикана.
Между тем, нам кажется уместным приветси слова газеты «Джерусалем Пост», которая выразила свое мнение по поводу политики Ватикана во время Второй Мировой войны в статье от 9 янв 2009 года «Ах, оставьте ненужные споры!»:
«Пытаясь сдвинуться с мертвой точки и захватить инициативу в так называемой «войне Пия», нынешние критики политики Ватикана… обращают внимание на то, что по современным понятиям достойно осуждения, — несомненный антисемитизм Пия ХII. «Тайная антипатия» к евреям помогает объяснить его бездействие. Однако с этим утверждением не увязывается то, что церковникам его времени антисемитизм Пия ХII не казался из ряда вон выходящим и, конечно, он не был больше, чем у Пия ХI. В 1919 году будущий папа Пий ХI написал из Польши, что евреи пользовались там «самым сильным и негативным влиянием», а тринадцать лет спустя, находясь уже на папском престоле, он сказал Муссолини, что евреи Центральной и Восточной Европы представляют угрозу христианскому обществу. Даже составленная для Пия ХI иезуитскими теологами необнародованная энциклика «Humani generis unitas», назначением которой было провозгласить окончательное осуждение антисемитизма, предупреждала о «духовных опасностях, которым подвергает христианские души контакт с евреями» и утверждала, что иудаизм представляет собой «основание для социального отделения евреев от остального человечества».
Антисемитизм Пия ХII — это пятно на его репутации, но нет никаких указаний на то, что этот антисемитизм сказался на его решениях во время войны. В этом он коренным образом отличается от других католических авторитетов, чьи антисемитские взгляды имеют прямую связь с их содействием нацистам.
Например, большинство епископов Словакии изначально оправдывали депортацию евреев, считая ее необходимой для «нейтрализации их гнусного влияния». В Хорватии (где половина руководителей концлагеря усташей были священниками) высокопоставленные прелаты представляли «освобождение мира от евреев как движение за возрождение человеческого достоинства». В Литве церковные власти недвусмысленно инструктировали католических клерикалов не вмешиваться в кампанию по истреблению евреев, проводимую оперативными отрядами «айнзатцгруппен». Некоторые представители церковных властей Польши, Словении и Венгрии также намеренно разжигали пламя антисемитизма, несмотря на то, что еврейские граждане их стран гибли…
Об этом подлинном антисемитизме католической Европы умалчивают дебаты о Пие ХII, которые никогда не придут к истине, даже если Ватикан откроет все свои архивы военного времени. Потому что если бы там были документы, способные помочь снять с Пия обвинения в антисемитизме, они давно уже были бы обнародованы, а все свидетельства того, что, по словам Деборы Дворк, представляет собой «канонический пример молчаливого сговора и коллаборационизма», уже давно оттуда удалены».
Опубликовал: