Каждый человек имеет глубинное «я», которое содержит в себе наши таланты и различные качества, которые мы можем и должны развить в себе.
К сожалению, подавляющее большинство людей проживают свою жизнь, почти не притронувшись к своему внутреннему «сокровищу» и ограничиваются поверхностными аспектами жизни.
Существует несколько «программ-блокираторов», которые могут заполнить нашу жизнь так, что мы, занимаясь ими, не оставим времени и сил на то, что важно для нас.
Так, например, трудоголик может всю свою жизнь потратить на работу и забыть о семье, о своих талантах и, выйдя на пенсию, обнаружить, что большая часть жизни прошла, денег у него прибавилось, но сам человек ничего серьезного с самим собой не сделал.
Если мы проанализируем текст Торы, то поймем, что с помощью ключевых ее сюжетов нам показываются основные «программы-блокираторы» и то, как нам преодолеть «самосаботаж» и начать жить наполненной смыслом жизнью.
Рассмотрим основные «камни преткновения».
Первый сюжет. Адам, которого тянет «съесть запретный плод».
Одной из главных проблем такого человека становятся чувства вины и стыда. Сказано в Торе, что после съедения плода Адам прячется от Б-га.
Это означает (в том числе), что он прячется от своего глубинного «я». Вместо того чтобы думать о развитии, человек зацикливается на чувстве вины.
История с Каином показывает, что заблокировать нас может чувство ненависти к другому человеку. Вместо работы над собой, мы начинаем бороться с другими.
Два важных ключа- это сыновья Ноаха. Кроме главного, Шема, были еще двое, Хам и Яфет. Суть их выражена через имена. Хам- горячий или телесный, Яфет- красивый, Шем- имя или мудрый.
Проблема, идущая от Хама,- это когда человек считает, что телесность — это его суть. Тело важно, но оно должно служить нашему глубинному «я».
Яфет «зацикливается» на красоте как самоцели. Жить красиво- неплохо, но красота- не цель, а способ украсить настоящую жизнь. Красота как «декорации к спектаклю», где главные актеры мы с вами.
Следующие два «тупиковых ответвления» представлены Ишмаэлем и Эйсавом. Их можно понять с помощью Каббалы. Ишмаэль- избыток хеседа, Эйсав- избыток гвуры.
Ишмаэль- это много энергии (хесед) при отсутствии рамок (гвуры). Он называется «дикий человек». Он не может «собрать себя», чтобы всерьез заняться делом. Поэтому арабы как потомки Ишмаэля в современном мире так и не смогли развить упорядоченную цивилизацию, подобно западной. Для этого нужна гвура, т. е. сила упорядочения мира. Максимум на что может пойти «дикий» человек, — это взорвать себя, как шахид. Взрыв- это и есть символ «необузданного хеседа» — силы расширения без границ.
Избыток гвуры, представленный Эйсавом,- это жестокость, отсутствие милосердия.
Христианская традиция попыталась «смягчить» жестокость Римской империи (наследницы качеств Эйсава) и частично это ей удалось. Западный мир не выглядит столь жестоким, как Эйсав и его потомки — римляне. Но влияние христианства не столь глубоко. Мы это увидели в ХХ веке во время двух мировых войн, когда жестокий Эйсав «выскочил» из-под слабых «пут» христианства и показал, что проблема избытка гвуры не была решена окончательно.
История рабства в Египте учит нас тому, как работа может подавить в нас творческое начало. Будучи рабами, евреи приходили домой, валясь от усталости, и их не хватало уже на что-то серьезное. Это очень напоминает нас с вами, которых после работы хватает максимум на полусонное сидение перед телевизором — «пожирателем времени».
Фараон символизирует то, что сила инерции представлена внутри нас как «властная субличность», которая может приказывать нам не меняться.
И наконец три наиболее важных «камня преткновения», которые представляет рассказ Торы,- это отсутствие лидера, отсутствие Торы как путеводителя по реализации глубинной жизни и отсутствие «Храма» как места, где человек чувствует себя особенным, «оторвавшись» от рутинной жизни..
Получив Моше (лидера), Тору (инструкцию) и Храм (место), евреи смогли преодолеть силу, препятствующую их духовному росту (выйти из Египта).
Путь к самому себе не прост. Мы видим, сколько «камней преткновения» стоит на нашем пути. Но когда мы осознаем их наличие и знаем пути их преодоления, мы можем «стать людьми», начать полнокровную жизнь и реализовать скрытые возможности.
Опубликовал: Рав Меир БРУК