В сегодняшней России любят поспорить, кем был Сталин — эффективным менеджером или чудовищным злодеем. А каково современному китайцу поклоняться Мао, наблюдая за окном цветение капитализма. Перед современным человеком стоит нелёгкая задача — понять историю своего народа.
Моя иерусалимская кузина сказала мне: «Оказавшись у Стены Плача, ничего не могу с собой поделать — начинаю плакать». Обычная вещь — видеть нашу историю как череду катастроф, а зрительно представлять себе наш образ как образ скорбящего еврея с картины Рембрандта. Не слишком ли депрессивно для «избранного народа»?
Мне кажется, катастрофы евреев в корне отличаются от катастроф, случающихся с другими народами. Когда варвары завоевали Древний Рим, гордые римляне попросту исчезли, растворились среди своих завоевателей. У евреев не так.
Исторически наше первое несчастье — рабство в Египте. Изнуряющая работа. Фараон пытался уничтожить евреев, приказав убивать всех новорожденных мальчиков. Но духовно преодолением египетского рабства стал величайший прорыв в истории человечества — Синайское откровение и получение Торы.
Такой сюжет стал обычным для всех поворотных моментов нашей истории. Эти моменты состоят, как правило, из трагической части и духовного прорыва, связанного с преодолением нами трагедий. И выходим мы из этих трагедий на более высоком духовном уровне.
Следующим тяжёлым испытанием после египетского рабства были разрушение Первого Храма и вавилонское изгнание в VI веке до н. э. Кульминацией этой трагедии стали события, отмечаемые нами в праздник Пурим, когда, по мнению наших мудрецов, евреи наконец-то всем сердцем приняли Тору.
В 70 году н. э. были разрушены Второй Храм и Иерусалим, и началось новое изгнание. Духовным результатом прекращения храмового служения стало возникновение раввинского иудаизма, когда молитвы заменили принесение жертв, и каждый еврей через молитвы стал интимно связан с Высшей Силой. Другим последствием изгнания стало написание Талмуда — выдающееся проявление духовной связи еврейского народа с Творцом.
Страшной катастрофой для восточноевропейского еврейства XVII века была резня, устроенная бандами Хмельницкого. Еврейским ответом на резню стало возникновение хасидизма — новое дыхание иудаизма.
Холокост, унёсший 6 миллионов жизней в ХХ веке, стал вступлением к самому удивительному событию в человеческой истории — воссозданию Государства через 19 веков после его исчезновения. Вдобавок к возникновению Израиля время после Холокоста стало временем развития религиозного сионизма, направления, вернувшего иудаизму ощущение истории. Примерно половина религиозных евреев сегодняшнего Израиля — религиозные сионисты.
Ещё одно еврейское несчастье ХХ века — советский плен. Советское рабство евреев в некоторых аспектах было хуже египетского. Евреи в Советском Союзе теряли имена, язык, традиции, религию — национальные атрибуты, сохранявшиеся евреями в Египте. И когда казалось, что окончательное исчезновение евреев Советского Союза неизбежно, началось чудо национального возрождения. 20 лет — с начала 70-х до начала 90-х — продолжалась борьба советских евреев за право покинуть советское рабство. Разрушенные карьеры, разбитые семьи, многие прошли через тюрьмы. Но результат борьбы был тот же, что и в Египте. После исхода евреев Египет на столетия исчез из исторических хроник, а Советский Союз во время массовой эмиграции евреев просто развалился.
И сейчас мы наблюдаем небывалый в истории процесс: возвращение этноса, советских евреев, к традициям и вере предков. Конечно, далеко не всем покинувшим СССР евреям удаётся преодолеть в себе «советскость». Но и Египет 33 века назад покинула, говорит нам мидраш, лишь пятая часть евреев.
Привносим ли мы, возвращающиеся к традиции советские евреи, нечто новое в иудаизм?
Недавно я провёл шаббат в русской синагоге в Маале Адумим, что в пригороде Иерусалима. Почти все прихожане синагоги были докторами наук, кто Московского университета, кто Гарварда. Хорошее светское образование и сознательный выбор иудаизма как мировоззрения и образа жизни отличают наш духовный путь от традиционного пути евреев. И это добавляет в мозаику еврейской духовности нечто новое.
Так что нам делать, глядя на символ нашей истории — Стену Храмовой горы — плакать или смеяться?