Глава Торы «В’игаш» начинается словами «в’игаш элав Йехуда» «И Йехуда подошел к нему» (к Йосефу). Жизнь Йехуды и его братьев в этот момент находилась всецело в руках Цафнат Панеах, могущественного правителя Египта. Когда нашим праотцам Аврааму, Ицхаку и Якову приходилось сталкиваться с языческими правителями, сила была на их стороне. Авраам во главе 400 человек победил армии четырех царей. Б-г говорил с ним напрямую и он всегда был уверен в Его помощи. Ицхак и Яков тоже обладали этим преимуществом. Йехуда и его братья не имели армии и не говорили с Б-гом, подобно Аврааму, Ицхаку и Якову. И им даже не снились пророческие сны, как их брату Йосефу.
Здесь просматривается паралель с нашим временем. Известно, что наши мудрецы перед поездкой в римский суд всегда обращались к главе «В’ишлах», в которой рассказывается о встрече Якова и Эсава. Оттуда они черпали знания, как еврей должен вести себя с нееврейскими правителями. С тех пор прошло много поколений и наше поколение не может сравниться с нашими праведными предками. Однако Йехуда и его братья, которые из-за грехов попали в очень трудную ситуацию, могут в какой-то степени служить аналогией нашему времени. И возможно, речь Йехуды даже может научить нас правильному обращению с современными римлянами из Брюсселя, Лондона или Вашингтона.
Как же Йехуда оценивает свое положение? Как и Яков, он готов умиротворить правителя путем приличествующей случаю лести и даже готов идти к нему в рабы. Но в то же время он напоминает Йосефу о его действиях, обещаниях и требованиях, которые и привели к этой катастрофической ситуации. Он говорит последовательно и ясно, говорит, но не молит, и единственная его уступка вызвана желанием спасти Биньямина. Выказывает показное смирение, но не опускается до раболепного унижения: «Что мы можем сказать нашему господину? Чем оправдаться? Как деньги, которые мы нашли в наших мешках с зерном, так и это несчастье (бокал Йосефа, подложенный в мешок Биньямина) исходит от тебя. (Брейшит Раба 92, 9) Мы не крали твоего бокала, но Всевышний наказывает нас за другой грех, который мы совершили много лет тому назад». (Раши 44, 16)
Сегодня мы, как и братья Йосефа, находимся в катастрофическом положении. Мы далеки от праведности и удалились от законов Торы. И трагедии нашего времени, возможно, есть наказание за наши грехи. Мы по-прежнему вынуждены иметь дело с чужеземными правителями, которые как Цафнат Панеах, требуют от нас принести в жертву Биньямина, чтобы спасти остальных братьев, требуют от нас предать других евреев для нашего же благополучия. Настаивают ли они на том, чтобы мы оставили поселения для построения террористического государства или протестуют против уничтожения террористов, убивающих евреев, все сводится к одному и тому же. Независимо от предмета требований, облеченых в конфетную обертку дипломатического языка foggy bottom (госдепартамента) или очередного Цафнат Панеаха, от нас требуют предать какую-то часть нашего народа.
Ложью и манипуляциями, обещая, что «палестинцы» прекратят терроризм, что не будет «Палестинского государства» и что суверенитет Израиля нисколько не пострадает, эти чужеземные лидеры довели нас, как братьев Йосефа, до сегодняшнего положения. Израиль не может даже построить стену для защиты от террористов без того, чтобы не вызвать гневное и лицемерное порицание всего мира. Как братьев Йосефа, нас толкают в бездну рабства или кровавой войны. Толкают и опутывают шелком лжи и обмана, плетущихся на ужинах и встречах с высокопоставленными правителями. И любое их предложение как кинжал, направленный в наше сердце.
Йосеф приготовил своим братьям испытание, которое станет проверкой их нравственности. Продажа Йосефа в рабы была следствием человеческих слабостей: гнева, зависти и неуверенности в себе. Испытание, предложенное братьям Йосефом, станет проверкой их характера и определит, способны ли они предать Биньямина ради своего спасения, способны ли они для своего самосохранения бросить на погибель своего брата по приказу чуземного правителя. Случись это, не смог бы от них произойти народ избранный и не пережить бы евреям египетского рабства. Но Йехуда, предложив себя в рабы вместо Биньямина, с честью выдержал испытание, продемонстрировав, что братья действительно станут ядром еврейского народа, который сможет устоять во всех предстоящих испытаниях. И мы видим подтверждение этому: несмотря на опасность для их жизни, акушерки Шифра и Пуа отказываются убивать еврейских детей, а надсмотрщики-евреи отказываются угнетать рабочих-евреев. Наш учитель Моше, выращенный во дворце фараона, бросается на борьбу за освобождение своего народа, не думая о своей жизни. Для Йехуды и его братьев было ясно, что нельзя предать даже одного брата, независимо от последующих обстоятельств. Они предпочитали пожертвовать собой, нежели совершить такое предательство.
Сегодня немало лидеров, которые, находясь в значительно более безопасной ситуации, готовы поступиться еврейской землей и будущим Эрец Исраэль. Они продолжают предаваться иллюзиям, что если принести большие жертвы на алтарь молоха-мирного процесса, фальшивым богам многосторонней дипломатии и поклониться деревьям идола Ашейры, произрастающим теперь в Осло, а когда-то во времена отвратившихся от Б-га царей Израиля украшавшим холмы Иудеи и Израиля, если принять «дорожную карту» и женевское соглашение, — тогда исчезнут все проблемы Израиля.
В отличии от Йехуды их не мучают страхи за себя и за свой народ. Их заботит только слава и собственное место в истории. Иудаизм они понимают как разбавленную версию либеральной протестантской теологии, где нет худшего преступления, чем принадлежать к вечно воюющему народу. Они проповедуют разобщение, передел границ, уничтожение стен, поселений и религиозных запретов, надеясь угодить зарубежным правителям. Йехуда отказался отдать Биньямина, эти же лидеры, совещающиеся в шикарных европейских отелях с арабскими террористами, призывают оставить поселения, не отвечать на террористические атаки и принять план друзей бин Ладена в Саудовской Аравии.
В то время, как Йехуда напомнил Йосефу, кто создал эту тяжелую ситуацию, эти лидеры в угоду чужеземным вельможам никогда не говорят правду о многолетней политике кнута, толкающей Израиль к национальному самоубийству. Они предпочитают говорить о прянике, который обещается нам за послушание: финансовые выгоды и поддержка в ООН. Там, где Йехуда был готов принести себя в жертву, эти лидеры стремятся купить предательством своего народа иллюзорные сиюминутные выгоды.
Рувим, а за ним и Йехуда, поняли, что лидер это человек, идущий впереди и отвечающий за свои собственные действия. Так в сегодняшнем Израиле командиры идут впереди своих солдат и генералы отдают приказы с поля боя. Поклоняющиеся зарубежным правителям предпочитают править в стиле «короля гетто» Румковского, отправлявшего на смерть всех прочих, искренне веря при этом, что он делает это для спасения евреев Лодзи. Йехуда выдержал трудное испытание. Мы же проваливаем наше.