Зачем?

Зачем нас отправили в изгнание? Почему мы разбросаны по всей земле? Почему порой беззащитны перед толпами дикарей, перед бредовыми наветами и самодовольными насмешками? Может, нам будет легче это понять, если мы увидим начало галута? Ведь праотец Яаков, решая отправиться в Египет, имел беседу «тет-а-тет» с Создателем. Посмотрим, как её интерпретирует Шах.

Вначале Яаков отправился в Беэр-Шеву принести мирные жертвы на алтаре отца и деда. Он видел, что галут начался сурово (всемирный голод!), и вострепетал. Потому воскурил жертвы на алтаре «Трепет Ицхака» (страх Б-жий был наиболее выраженной чертой его отца). И открылся Яакову «в ночных видениях» Высший Суд, узнал он, что его потомки уйдут в изгнание, но не исчезнут, не растворятся среди народов. Мудрец Талмуда Рейш Лакиш подчёркивает, что жертвы наш праотец приносил «за союз колен». За то, чтобы не забыли его потомки о своём единстве. Не разбежались на множество племён.

«И сказал ему Всесильный: Я милосердный Б-г, Всесильный отца твоего. Не бойся спуститься в Египет». Чего же Яаков конкретно опасался? «Интермериджей», смешения с аборигенами, слияния культур и языков. Забудут иврит, семейные и общинные традиции — и вот тебе «немцы (русские, американцы, египтяне…) Моисеева закона». Ещё шаг — и без всякого закона.

В Торе числовая ошибка. Говорится о 70 евреях, идущих с Яаковом в Египет. Учтены Йосеф с сыновьями, уже там проживающие. Но названы-то только 69! Мидраш прибавляет семидесятой Йохевед, будущую маму Моше, родившуюся при переходе границы Египта. Но если по-простецки, то это лишь запутает нас. Считают-то здесь одних мужчин! Шах утверждает, что семидесятый — сам Творец, «спустившийся» с нами в изгнание. На более привычном языке — изменивший форму Своего взаимодействия с миром, ещё больше «спрятавшийся»… чтобы стать ближе к нам! А 71-й — праотец Яаков.

Это число — 70+1 нам ещё встретится. 70 народов мира (+ Израиль — «народ-священник»). «Собери Мне 70 старейшин», — скажет перед дарованием Торы Создатель Моше. 70 мудрецов (плюс председатель) в большом Сангедрине, Верховном суде Израиля. Соответствует это 70 ангелам вокруг Трона Всевышнего и Ему Самому в роли «председателя».

Замечаете странность: 71-м назван не Б-г, а Яаков!? Творец продемонстрировал нам пример скромности, стал (в Своих глазах) как один из нас, равноправный! Не отсюда ли путаники, любящие всё доводить до абсурда, вывели, что у Него есть тело, и вообще Он зачем-то решил «воплотиться» особенным образом в некоего джентльмена? «Агшама», материализация высшей реальности, запрещённая и пристойная разве что детям…

Спрашивает Шах: почему же Творец не делал этого в вавилонском галуте (да и позднее), «оставлял» нас как бы одних? И отвечает: в Египте мы были ещё малышами, не смогли бы удержаться от «игрушек» местного идолопоклонства. Об этом и сказано Яакову: «Я выведу твоих детей отсюда», Я Сам. Поэтому и явные чудеса при спасении из египетского рабства. А после мы выросли и научились сами за себя отвечать…

Шах подчёркивает, что о «ериде», «спуске» говорит только Творец («Я спущусь с тобой»). Для Якова и его потомков используется глагол «идти» («Вот имена сыновей Яакова, идущих в Египет»). Здесь зашифровано обетование, что мы не опустимся в галуте так глубоко, что не сможем подняться вновь. Причём — подняться выше, чем вначале! Тот упадок, та ассимиляция и духовное опустошение, в которых, увы, пребывает порой часть нашего народа — болезни роста. Мы ушли в галут, чтобы повзрослеть! Стать самостоятельными людьми, самостоятельным народом. Научиться делать свой выбор и отвечать за него.

Говорят пророки и учителя, что «При (собирании народа) забудутся чудеса выхода из Египта». Интересно, что это означает? Что Создатель явит нам Свою руку ещё многократно сильнее и очевиднее, чем в Египте? Или что мы чудесным образом настолько повзрослели, что уже можем быть достойными «компаньонами» в собственном освобождении? В освобождении мира от зла и лжи?

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Арье Юдасин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора