… Что Тора истинна? «Элементарно, Ватсон!» Возьмём главу и проверим, соответствует ли она строгим критериям истинности? Не приукрашают ли, обходя «острые углы», наши комментаторы? А то, знаете, «каждый кулик своё болото хвалит»…
Как обычно, спросим Шаха. Помните, что написанное им, как у любого еврейского мудреца, есть результат нового осмысления материалов необъятной Устной Традиции. В частности, Шаху импонирует подход рабейну Бехайя.
Ещё момент: Письменная Тора обычно ассоциируется с «гвурой» (силой, справедливостью Создателя), а Устная — с «хесед» (милосердием, неограниченным даянием). Посмотрите, как парадоксально это порой реализуется!
Первые слова главы: «И осел (обжился) Яаков». Не блуждать же? А учителя упрекают его! Захотел покоя, и пришла трагедия продажи Иосифа. Результат же конфликта Иосифа и братьев — египетское изгнание всей семьи, сперва почётное, а затем кошмарное. Но именно Египта, «тяжёлой страны под управлением жёсткого царя», и опасался Авраам! Обещанное ему Б-гом 400-летнее изгнание, необходимое для становления избранного народа, могло осуществиться иначе. Даже в Израиле под чужой властью. Выходит, итог стремления Яакова к покою — египетское рабство!
Почему ж столь строго? Говорит Шах: «Не довольно праведникам покоя будущего мира, так они и на земле его захотели?! И выглядит это как обман, ведь по договору братьев земной мир принадлежит Эйсаву! Тот устроит себе города, сады… В этом мире есть еда, питьё, супружество…». А в мире будущем «праведники сидят с коронами на головах и наслаждаются сиянием Б-жественного Присутствия». Мы не будем здесь разбирать, как эта сентенция совмещается с другой: «Нет у них (праведников) покоя ни в этом, ни в будущем мире, идут они от великолепия к великолепию». Возьмите, пожалуйста, себе на «домашнюю работу».
Но это ещё цветочки! Гематрия имени Яаков равна гематрии «жизнь будущего мира». Не его и его потомков дело — глубоко погружаться в заботы мира временного. Работа евреев — «священники народов», духовные учителя. Конечно, нигде так детально не описано человеческое общество, как в Талмуде. Но — в первую очередь, с позиции духовного служения.
И потому Шах хладнокровно предполагает, что поступки Яакова-Израиля явились причиной четырех изгнаний (вавилонское, персидское, греческое и нынешнее, «римско-эдомское»; Египет в этом контексте — как бы корень всех изгнаний)! Он насчитал четыре хитрости Якова: при заключении договора с братом о разделе миров (в животе у матери); при покупке у Эйсава первородства; при получении благословения от отца; при некоем мистико-генетическом действе, в результате которого скот Лавана рождал телят угодных Яакову расцветок. И каждой «хитрости» соответствует изгнание!
Не забудьте, речь здесь о нашем праотце, от которого пошёл и чьим именем назван еврейский народ! О пророке и праведнике, «образ которого высечен под Престолом Славы Творца». А как строго, без малейших скидок на мудрость и личные достоинства анализируют раввины историю продажи Иосифа братьями…
Дух бескомпромиссного поиска истины ощутит каждый, кто соприкоснётся с первоисточниками. Малейшие ошибки, даже кажущиеся, царей, пророков, мудрецов подчёркиваются и исследуются. Как в Письменной Торе, так и в Устной Традиции. При этом — без какого бы то ни было желания принизить, возвыситься «за чужой счёт». К примеру, Рамбан часто (и порой резко) оспаривает идеи Рамбама. Но при этом называет его Рав и Учитель! О Рамбаме же Виленский Гаон говорил, что «живи я хоть 1000 лет, в лучшем случае я дотянулся бы до его пяток». Но при этом относит то, что полагает неточным в системе Рамбама, за счёт «излишнего увлечения греческой и мусульманской философией»…
А теперь спросите себя, могли ли выжить под такими «скальпелями и микроскопами» ложь и неискренность. Я после многолетнего анализа (уже соблюдая заповеди и начав изучать Традицию) сказал себе однозначно: нет! Когда же Тора «выдержала» изрядное число моих каверзных проверок, и все её кажущиеся «противоречия» оказались просто результатом моего незнания либо поверхностного знания, я признал её истинной. Чего и вам желаю.