Из коммуниста в христианина…

Продолжение.

Начало в № 906

Известно, что матч Анатолий Карпов — Гата Камский на звание чемпиона мира по шахматам, по версии ФИДЕ, с 1994 года многократно назначался и отменялся. Сменивший Флоренсио Кампаманеса на посту президента ФИДЕ Кирсан Илюмжинов, он же президент Калмыкии, не смог подыскать спонсора и место проведения матча.

В ФИДЕ поступали заявки на проведение матча из разных стран. Среди них были Алжир, Аргентина, Бразилия, Россия, Сальвадор, ЮАР и Югославия. Но по финансовым гарантиям призового фонда они не отвечали предъявляемым ФИДЕ требованиям.

Упоминались и города, пожелавшие в качестве спонсоров принять участников матча: Санкт-Петербург, Москва, Казань, Баку, Монреаль. Бурю негодования и протестов вызвало сообщение Кирсана Илюмжинова, что между ним и президентом Ирака Саддамом Хусейном достигнута договоренность о том, что первая половина матча пройдёт в Багдаде, а вторая — в Иерусалиме.

Однако Госдепартамент США предупредил Гату Камского, что в случае его участия в матче в Багдаде (Ирак) его ожидает крупный денежный штраф и тюремное заключение до 12 лет. Фактически его ожидала судьба Роберта Фишера после матча-реванша с Борисом Спасским в 1992 году в Белграде. Это отрезвляюще подействовало на Камского и он отказался играть в Багдаде.

А вот Анатолий Карпов согласился играть в Багдаде, хотя и с оговоркой: «Что ж, придётся играть в мусульманской столице, хотя я и христианин». Как быстро он «перелицевался» из коммуниста в христианина! Так же, как и Кирсан Илюмжинов из коммуниста стал приверженцем буддизма.

О «скромности» Анатолия Карпова говорит содержание интервью, данное им в Элисте редактору шахматного журнала «64» Александру Рошалю. Ознакомим читателей с этим любопытным материалом, который позволит представить себе личность и моральный облик Анатолия Карпова.

Указанное интервью проходило летом 1996 года после окончания матча на первенство мира между Анатолием Карповым и претендентом Гатой Камским.

— Анатолий Евгеньевич, какой для Вас по счёту это был матч на первенство мира по шахматам?

— Если считать матч с Виктором Корчным в 1974 году в Москве в Колонном зале Дома союзов, то надо полагать, это будет десятый мой матч за мировую шахматную корону.

— И как Вам этот матч? Что думаете о претенденте Гате Камском?

— Думаю, что это один из самых боевых матчей в моей карьере! При том, что борьба в моих матчах с Виктором Корчным и Гарри Каспаровым была сверхжёсткой, там всё же бывали ничьи. А тут все партии — от начала и до конца — были на редкость боевыми!

О Гате Камском можно говорить как об уникальном гроссмейстере, исповедующем «силовые шахматы», где на первом месте волевые качества, характер, фантастическая работоспособность. Может быть, всё это заслоняет его чисто шахматное дарование, которое очень велико! Вообще Гата ведь стал самым молодым претендентом в истории шахмат. Без большого дарования это просто невозможно было бы сделать. Может быть, талант у него не такой яркий, как у Михаила Таля, но ведь не всем быть Талями, Камским тоже быть неплохо!

— А если бы Вы вновь встретились за шахматной доской, скажем, через полгода, как, Вы думаете, сложилась бы тогда игра?

— Вряд ли за это время я стану играть лучше, а Гата Камский ещё не достиг своего потолка.

— Анатолий Евгеньевич! Теперь, после того как Вы вновь взошли на шахматный престол, вопрос о поединке Анатолий Карпов — Гарри Каспаров опять вышел на повестку дня. Это так?

— После прошлогодней победы Гарри Каспарова над Вишванатаном Анандом (1995, Нью-Йорк), когда он второй раз выиграл цикл ПША, а начало нашего матча с Гатой Камским затягивалось, у Гарри Каспарова это вызывало немало иронии. Теперь же, когда я вновь стал легитимным чемпионом мира (мне больше нравится слово «законным»), роли несколько поменялись. У меня есть масса оснований для насмешек, впрочем, я не собираюсь платить давнему сопернику той же монетой.

С другой стороны, существует серьёзная опасность, что Гарри Каспаров вообще окажется на обочине мирового шахматного движения. ФИДЕ, на борьбу с которой он положил столько сил и о которой он не раз говорил, что она (ФИДЕ) «изжила себя», наоборот, заметно укрепилась.

А про ПША, эту частную «шарашкину контору», похоже, все уже забыли, она находится на последнем издыхании. Прошёл уже почти год после Нью-Йорка, а они сами не знают о своих планах.

Вывод прост: Гарри Каспаров заинтересован в матче со мной больше, чем я с ним. Пусть ещё скажет спасибо, если такая встреча состоится.

— А если будет по-прежнему требовать при ничейном исходе матча сохранить звание за прежним чемпионом мира…?

— То есть за мной, я правильно понял? Нет, спасибо, я отказываюсь от такой привилегии…

— Но всё-таки нужно учитывать, что Гарри Каспаров пока не проиграл ни одного матча.

— Серьёзный аргумент. Но и Роберт Фишер не проиграл ни одного матча. Вот пусть и поборются друг с другом. Правда, боюсь, Гарри Каспаров не сможет использовать свой дебютный багаж: американский чемпион заставит играть в свои, фишеровские, шахматы. В них, в начале игры, фигуры располагаются на крайней линии как попало… А если говорить серьёзно, то Гарри Каспаров вполне может претендовать на звание сильнейшего игрока планеты, меня же устраивает скромное звание чемпиона мира по шахматам.

— По телевидению Гарри Каспаров как-то заметил: «Смешно говорить о матче Анатолий Карпов — Гата Камский». Что он имел в виду?

— Чувство юмора Гарри Каспарова хорошо известно. Жаль только, что оно едва не привело к полному развалу шахмат.

— Если на практике для розыгрыша первенства мира будет применена система Кирсана Илюмжинова (по ней 100 лучших гроссмейстеров с высоким рейтингом ФИДЕ соберутся под Рождество в Элисте и по олимпийской системе определят чемпиона мира. При этом соперники играют две партии — белыми и чёрными цветами фигур. Призовой фонд для всех участников составит 5 млн. долларов), то Вы останетесь последним чемпионом в 130-летней истории первенства мира.

Далее корона будет разыгрываться уже по новой формуле. Что Вы, Анатолий Евгеньевич, ощущаете в связи с этим?

— Под таким углом зрения я пока ещё не воспринимал действительность. В любом случае жизнь продолжается и желающих отобрать у меня корону хоть отбавляй. Могу лишь порадоваться тому, что я уже полжизни нахожусь на шахматном Олимпе — либо на вершине его, либо в непосредственной близости. Тут мы подсчитали, что в общей сложности, если считать все сыгранные мною матчи на первенство мира от звонка до звонка, они заняли ровно 750 дней — более двух полных лет. Не правда ли, занятный результат Книги рекордов Гиннесса?

— В сентябре в Ереване состоится Всемирная шахматная олимпиада. Ранее Вы говорили, что не будете играть за команду России, пока Российская шахматная федерация (РШФ) находится под руководством Андрея Макарова. Теперь в свете примирения Кирсана Илюмжинова и Андрея Макарова можете ли Вы пересмотреть свою позицию по этому вопросу?

— Думаю, что компромисс возможен. Но мы с господином Андреем Макаровым находимся в каких-то странных отношениях. Приглашение играть в команде он считает возможным передавать мне через третьих лиц, хотя мог бы и лично сделать это. Но дело не в этом. Приглашение должно быть не общего характера — «будете играть или не будете». Ясно, что у нас прежде всего возникает вопрос о взаимоотношениях в команде. Играть «просто так» в команде, которая формируется одним человеком и для одного человека, тяжело.

Да и зачем загонять себя в угол, если придётся играть в ситуации, когда каждый день будет приходить некто и желать тебе поражения (подразумевается чемпион мира Гарри Каспаров, выигравший у Анатолия Карпова на первенстве мира — Б. С.).

Дальше. На Олимпиаде всегда возникает проблема запасных, проблема цвета фигур, проблема самочувствия — может играть или не может… Это всё составляет массу трудностей в ситуации, если твои права не защищены.

— На какой доске Вы согласились бы играть?

— На первой, разумеется. А на какой доске должен играть чемпион мира, по-вашему? При этом я не возражаю играть на первой доске вместе с Гарри Каспаровым.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Борис Смоленский

Все публикации этого автора