Возрождение сионистского движения в последние десятилетия описывается Солженицыным с явной симпатией: возвращение евреев в Израиль способствует возвращению русской культуры в русло Русской идеи. Видит в этом Солженицын и воплощение библейского пророчества: «бегите из страны северной, — слово Господа,» (Захария,2.10)
Начавшийся в конце 60х процесс русского культурного и религиозного возрождения привлёк, по характерной для НК иронии, немало евреев. В потоке московских интеллегентов, потянувшихся в загородную церковь отца Дмитрия Дудко для крещения, они составляли изрядную часть. Среди наиболее известных православных священников, независимых от партии и КГБ, мы находим Георгия Эдельштейна – отца будущего министра в правительстве Израиля Юлия Эдельштейна, – и Александра Меня. Жизненный путь и судьба последнего характерны для пути еврея в обретённой чужой вере. В «Истории евреев» Пол Джонсон отметил, что принявшие католицизм 300 лет назад евреи охотно его оставляли для протестанства, способствуя расколу западной церкви. Об этом же – цитируемая Солженицыным цитата из Жаботинского: «Когда еврей воспринимает чужую культуру…(он) отдает «воспринятую» культуру без… сопротивления… (и) не может служить опорой для этой культуры.» «Дело в каких-то объективных моментах, которые создают действительную, кровную связь между человеком и его культурой, рождённой его предками.» (На ложном пути. Фельетоны, 1913. стр.251, 260-263) Александр Мень стал создателем реформистского направления в православии, что не могло не вызвать негативной реакции церковного истаблишмента. Его мученическая смерть была, впрочем, вполне в духе еврейской судьбы или судьбы христианской из тех времён, когда христианство было ещё еврейской сектой.
Пояснил ощущения еврея, преодолевающего кризис НК в православии, ленинградский поэт Анатолий Найман в автобиографической книге «Славный конец бесславных поколений». Его приятель работал по соседству с Союзом христианских братств. «Когда он проходил в уборную мимо регулярно стоявшей в коридоре и что-то вполголоса обсуждавшей кучки представителей Союза, единственное отчётливо звучащее слово, доносившееся до него, было «жиды».
Путь евреев к оборванным корням, к национальной идее – сионизму, через него к иудаизму, был более трудным, чем у русской фракции НК – к русской идее. Корни эти во многих семьях были оборваны раннее, чем у русских, суррогат, заменивший их, был еврейской душе ближе – в ней когда-то и возник. Да и язык иудаизма – иврит – был не так распостранён на Руси как русский, а проще говоря, запрещён.
Но случилось чудо шестидневной войны. Супер-держава США законно гордится тем, что с помощью Англии всего за 21 день одолела Ирак. Крошечный Израиль за 6 дней расправился с тремя такими странами, находившимися на вершине прогресса военной техники Советского Союза. Явленное чудо разбудило души многих из народа, для которого было явлено. Солженицын об этом: «Шестидневная война, с библейской силой сотрясшая и мировое еврейство, и советское.» (гл.24, 200лет…)
Вновь народившееся сионистское движение в СССР тоже знало свои чудеса. После самолётного дела – самое начало семидесятых – двое – Марк Дымшиц и Эдуард Кузнецов – были приговорены к расстрелу. Их кровь помазала бы советских вождей и застопорила бы процесс. Но неожиданно в это самое время генерал Франко в Испании, остановив казнь, публично помиловал двоих баскских террористов. Брежневу не оставалось иного, как сделать то же. Эта уступка, по логике борьбы, неизбежно повлекла следующие. Началась эмиграция.
В 1979 году советские вожди решили прервать поток. Образовалась многотысячная популяция отказников. Парадоксальным образом отказничество, снабдив людей временем для реминисценций, тоже способствовало возрождению национальной идеи.
В Москве лидером религиозных отказников был Илья Эссас. Сейчас Элиягу Эссас – один из значительных религиозных авторитетов Израиля. Из его московских учеников вышли такие известные раввины как Пинхас Полонский – в Израиле, Лев Кацин – в Нью-Йорке.
* * *
Поднимимся с уровня индивидуума на уровень общества. Что оставила за собой НК? Крушение коммунизма – великое достижение НК. Хотя, как и на индивидуальном уровне, деяние со знаком минус – разрушение, не созидание. Впрочем тогда, 15 лет назад казалось: стоит поменять две составляющие устройства общества – социализм на капитализм и тоталитаризм на демократию, и получится как в Америке. Как в Америке не получилось. Добавим оптимистичное «пока». Дело в том, что у общества есть третья опора – мораль. Америку создавали религиозные переселенцы из Европы: пилигримы, квакеры, баптисты. Основа морали американского общества заложена ими. И сегодня Америка – самая религиозная страна в цивилизованном мире. Любопытна статистика: по данным New York Times в США 66% населения утверждают, что «религия очень важна для них» и 85% принадлежат к какой-либо религиозной общине. Цифры для Англии: 16% и 17% соответственно.В этом – религиозные понятия «добро и зло» против прогматичных «выгодно и невыгодно» секулярного общества, я вижу основную причину нынешнего расхождения в политике США и большинства европейских стран.
В России часто сравнивают происходящее в стране с процессом первоначального накопления в Америке, которые видят как борьбу чикагских банд и прочие красивости из старых фильмов. Успокаивают: утресётся как в Америке. Но не чикагские банды создали этику сегодняшней Америки, а пилигримы и пуритане.
Формально вся политическая программа НК в России реализована. По части фирменного блюда диссиденства – прав человека – Россия даже прогрессивнее США – в США используется смертная казнь к бурному негодованию либеральной Amnesty International, в России –нет. Увы, коррупция и заказные убийства, анти-мораль Новых Русских и выборы, где выбор зачастую только между криминалом и бывшими коммунистами, есть если не вина, то знак бессилия Нашей Культуры.
Ибо мораль – третья колонна общества – имеет в основе своей религиозность. И восстановлена может быть только при восстановлении традиции, то есть преодолении НК.
Едут в купэ семья ортодоксального еврея и семья Нового Русского, воспитанника НК (национальность не важна). «Почему дети относятся к Вам с таким уважением?», формулирует свои наблюдения Новый Русский, – «мои меня в грош не ставят.»
«Мы верим, что произошли от великих праотцов. Наши предки напрямую общались с Богом у горы Синай. И старшее поколение ближе к ним, чем молодёжь,» – объяснил еврей, — «а ваши дети верят что вы произошли от обезьян, и они удалились от обезьян дальше чем Вы.»
В конце книги установлений морали человеческой, в Пятикнижии Моисеевом, Бог говорит нам: «Смотри, предложил Я тебе сегодня жизнь, и добро, и смерть, и зло, ибо заповедую Я тебе сегодня любить Бога всесильного твоего, идти путями Его, и соблюдать заповеди Его, и установления Его, и законы Его…– избери же жизнь,»(Дварим, 30, 15-16,19.)
Борис Гулько
Fair Lawn, сентябрь – ноябрь 2003.