Все нормально, старик, все в порядке…

Сара, праматерь еврейского народа, умирает в возрасте 127 лет. Оплакав жену, Авраам решает похоронить ее в пещере Махпела в Хевроне. Владелец участка, хетт Эфрон предлагает отдать его бесплатно, но Авраам платит полную цену. Затем Авраам поручает своему домоправителю Элиэзеру найти подходящую жену для сына Ицхака и берет с него клятву, что он будет искать девушку на родине Авраама, у его родни, а не среди аморальных ханаанеев, населяющих Эрец Исраэль. Элиэзер отправляется за реку Евфрат, в город Арам-Наараим, и просит Б-га дать ему знак для правильного выбора. Вечером, когда Элиэзер приводит верблюдов на водопой, у источника появляется юная Ривка. Элиэзер просит у нее воды, и девушка не только поит незнакомца, но и с готовностью черпает воду (почти 700 литров!) для его десяти верблюдов. Такая редкостная отзывчивость доказывает, что Ривка — подходящая жена для Ицхака, что она достойна стать праматерью еврейского народа. Элиэзер встречается с отцом Ривки Бетуэлем и ее братом Лаваном. После длительных переговоров, получив щедрые дары, семья соглашается отпустить девушку с гостем. Ривка приезжает в Эрец Исраэль и выходит замуж за Ицхака. Позаботившись о сыне, Авраам «уходит на покой». Он повторно берет в жены Агарь, получившую новое имя Кетура, и у них рождаются шесть сыновей. Авраам дает им подарки и отсылает на восток. Основатель династии еврейских праотцев умирает в возрасте 175 лет. Ицхак и Ишмаэль хоронят его рядом с Сарой в пещере Махпела.

«И состарился Авраам, достиг преклонных лет…» (24:1).

Косметические фирмы вкладывают миллионы долларов в разработку и рекламу новейших средств по удалению морщин. Мужчины натирают лысины пахучими лосьонами, надеясь получить хотя бы редкий волосяной покров; женщины проходят болезненные и очень дорогостоящие операции с силиконовыми имплантами. Все это ради красоты и молодости.

Однако никому еще не удалось избежать старости и смерти. Процесс старения так же неизбежен, как смена дня и ночи. Что поделаешь, годы берут свое. Глядя на фотографию 80-летней экс-звезды киноэкрана, мы невольно восклицаем: «Что делает время с людьми!»

И все же была эпоха, когда у людей с годами не менялась внешность и они до смерти выглядели как в двадцать лет. Тогда отсутствовали сами понятия молодости и старости. Б-г «учредил» старение по личной просьбе основателя иудаизма и монотеизма Авраама.

«И состарился Авраам…». Ни об одном из других библейских персонажей, живших до него, ничего подобного не сказано.

Комментируя эти слова из сегодняшнего раздела, еврейские мудрецы выводят четыре главные причины старения: страх, переживания, вызванные проблемами с детьми, плохая жена (или муж) и война. Для каждой из этих причин находится подтверждение в тексте ТАНАХа.

О том, что страх вызывает старение, свидетельствует эпизод из жизни царя Давида. В «Диврей ха-ямим» (Книге хроник I) сказано: «И не мог Давид идти, чтобы вопросить Б-га, потому что устрашен был мечом ангела Б-га» (21:30), после чего мы читаем: «И состарился Давид».

Переживания из-за детей как причина старения, упомянуты в Книге Шмуэля: «(Священник) Эли же был весьма стар, и слышал он о том, что сделали его сыновья всему Израилю…» (2:22).

Третья причина старости — порочный супруг — иллюстрирует пример царя Шломо: «И было, в пору старости Шломо жены его склонили сердце его к иным божествам…(Книга Царств I, 11:4).

О тяготах войны, ускоряющих старость, мы узнаем из Книги Иегошуа. После перечисления ханаанских царей, разгромленных еврейскими полками в ходе долгой семилетней войны за Эрец Исраэль, следует фраза: «И состарился Иегошуа» (3:1).

Хотя в сегодняшнем разделе то же самое сказано об Аврааме, ни одна из указанных причин не относится к нему. Он не ведал страха, поскольку целиком полагался на Б-га; Сара была образцовой женой, и он жил с ней душа в душу. Сыновья не доставляли ему неприятностей: Ицхак стал продолжателем его дела, а Ишмаэль хотя и отличался в детстве диким, необузданным нравом, повзрослев, остепенился и не доставлял отцу огорчений. Много воевать Аврааму тоже не довелось — одна военная операция против коалиции четырех царей завершилась их молниеносным разгромом (см. раздел «Лех леха»).

Авраам был первым в истории человеком, пережившим процесс старения, причем он состарился по собственному желанию. До Авраама у людей не было никаких внешних признаков возрастных изменений. Они выглядели одинаково молодо всю жизнь и умирали, как казалось, в расцвете сил и красоты.

Почему же Авраам-авину попросил Б-га изменить это явление? Дело в том, что его сын Ицхак был точной копией отца: Авраам и Ицхак выглядели, как братья-близнецы. Когда они подходили вдвоем к другим людям, те терялись в догадках: кто из них отец? Кому надо оказать почести? Чтобы не смущать людей, не ставить их в неловкое положение, Авраам попросил у Б-га разрешения выглядеть старше. И эта просьба была удовлетворена.

Короче говоря, современные косметические и медицинские фирмы, а также хирурги, специализирующиеся на пластических операциях по омоложению, должны быть признательны Аврааму за свои прибыли. Нам, его прямым потомкам, причитается от них гонорар.

Свет ее свечей

«И ввел Ицхак Ривку в шатер Сары, матери своей; и женился на ней, и стала она ему женою, и полюбил ее Ицхак, и нашел в ней утешение после кончины матери своей» (24:67).

Когда Сара была жива, ее субботние свечи горели всю неделю до наступления следующего шаббата. Тесто, из которого она пекла халы, несло в себе благословение. А облако Б-жественного присутствия (Шехина) не отходило от ее шатра. После кончины Сары все эти чудесные явления исчезли. Но когда Ицхак привел Ривку в шатер своей матери, они возобновились.

Передвижной храм, Мишкан, сопровождавший сынов Израиля в их сорокалетних странствиях после Исхода из Египта, олицетворял собой шатры наших праотцев и праматерей. В нем происходили такие же чудеса.

Светильник у западной стены Мишкана («нер ха-маарави») горел так же неугасимо, как и субботние свечи Сары и Ривки. Подобно халам, которые выпекали эти две выдающиеся женщины, храмовые «хлебы предложения» несли в себе благословение: они сверхъестественным образом сохраняли тепло и свежесть целую неделю, и все, кто их ел, насыщались одним маленьким кусочком. И, конечно, Облако Б-жественной славы постоянно «дежурило» у входа в Мишкан, как у шатров наших праотцев и праматерей.

Зададим простой вопрос. Почему свечи горели в шатре Сары от одной субботы до другой?

В этом чуде скрыта важная символика. Серые будни не могли погасить свет, зажженный рукой Сары в канун субботы. Ее свечи горели всю неделю, и «топливом» для них служила аура святости в жилище этой женщины. И когда приходил следующий шаббат, свет зажигаемых ею свечей лишь подпитывал свет, оставшийся с предыдущей субботы.

Точно так же, когда первосвященник зажигал лампады в Мишкане от неугасимого светильника «нер ха-маарави», происходило сложение световой энергии, и каждую последующую неделю к ней добавлялась очередная порция — свет новой субботы.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора

1 комментарий к “Все нормально, старик, все в порядке…

  1. Авраам был первым в истории человеком, пережившим процесс старения, причем он состарился по собственному желанию. До Авраама у людей не было никаких внешних признаков возрастных изменений. Они выглядели одинаково молодо всю жизнь и умирали, как казалось, в расцвете сил и красоты.

    \»Пал Авраам ниц, и засмеялся, и сказал в своём сердце: \»Неужели у столетнего может родиться, или Сара — на девяностом году родит\»….
    \» Аврам же и Сара были стары, пришедшие в лета: перестало быть у Сары обычное у женщиню и Сара рассмеялась про себя, сказав: \»После того, как состарилась я, помолодею?…

Обсуждение закрыто.