Экономисты нисколько не огорчены тем, что европейские центральные банки пересматривают статус доллара как основной мировой резервной валюты. В не столь далеком будущем слабый доллар сможет снизить торговый дефицит США, улучшит баланс между экспортом и импортом. Американские товары окажутся более дешёвыми. Спрос на них за рубежом возрастёт. Фирмы-производители за счёт увеличения экспорта укрепят свою финансовую базу.
Директор Института международной экономики Фрэд Бергстен уверяет: «До тех пор, пока доллар не обвалится, постепенное снижение курса — явление здоровое. В период между 1995 и 2002 годами цена доллара выросла на 40 %. Снижение его курса восстановит баланс».
Следует подчеркнуть, что Ф. Бергстон говорит о долларе не как о платёжном эквиваленте, а как о товаре, на который желательно иметь повышенный спрос. Для этого он не должен быть дорогим (конечно, для рядового американца, путешествующего по Европе, выгодно иметь высокий курс доллара). Экономист Бергстон предлагает снизить курс доллара ещё на 10 % по отношению к евро. Это поможет сократить торговый дефицит и вернуть «зелёный» к справедливой котировке относительно мировых валют.
Финансисты подчёркивают также тот факт, что курс доллара по отношению к китайскому юаню не изменился и остался таким же, как до мирового финансового кризиса. Китайцы не торопятся утяжелять юань. Они побеждают в конкурентной борьбе на международном рынке за счёт низких цен на свой, не Б-г весть какого качества, а иногда и вредный для здоровья, ширпотреб. Дешёвая рабочая сила, обилие сырья, американская технология и оборудование, массовость производства позволяют китайцам заполнять мировой рынок доступным широкому покупателю товаром. Товары с надписью «Made in China» заполняют полки магазинов.
Вот и доллару как товару выгодней быть дешёвым.
Но доллар несёт и другую функцию. Он платёжная единица. В этом качестве доллару лучше быть повесомее. В год своего рождения евро оценивался в 95-98 центов. Сейчас же за вещицу стоимостью в 1 евро следует заплатить почти полтора доллара. Естественно, в этой ситуации евро предпочтительнее доллара. Такое положение на международных валютных рынках не удовлетворяет администрацию Барака Обамы. Министр финансов США Тимоти Гайтнер говорит, что правительство ищет пути к подорожанию доллара.
«Администрация Обамы заявляет, что она за сильный доллар. Но все знают, что у Белого дома нет средств для его поддержки. В ближайшее время Федеральный резерв не сможет повысить процентную ставку, а руководство Америки не сможет сократить дефицит бюджета», — так говорит из Лондона валютный эксперт Нил Меллор.
Лидеры Республиканской партии устами Сары Пэлин провозглашают, что слабая валюта — это слабая страна. «Если доллар не останется предпочтительной валютой, мы утратим нашу позицию мирового лидера», — заявил Джон Кил, видный сенатор — республиканец.
Если евро продолжит набирать силу, а доллар — терять свою значимость, у американской экономики возникнут серьёзные проблемы. Упомянутый выше Нил Миллер предсказывает, что доллар будет продолжать падать и в начале будущего года достигнет уровня 1 доллар 60 центов за 1 евро.
Карл Мартин, владелец компании в Германии недоволен тем, что усиление евро делает продукцию его компании более дорогой. Подешевевший доллар способствует тому, что многие международные компании переводят свои производства в США, констатирует Мартин. Это стимулирует рост числа рабочих мест и оздоровляет американскую экономику.
«По мере того как мировая экономика восстанавливается и международные компании увеличивают выпуск продукции, они отдают приоритет своим наиболее конкурентоспособным производствам — в частности расположенным в США», — говорит исполнительный вице-президент французской компании Пьер Дуфур.
Как всегда, каждая проблема имеет две стороны, подчиняясь закону единства и борьбы противоположностей.
Марк Нольский,
По материалам New York Times и Washington Post
Опубликовал: