За честь Б-га

В десятом поколении после Ноаха на свет появляется Аврам (впоследствии Авраам) — будущий основоположник этического монотеизма, впервые осознавший, что миром управляет Высший Разум, Тв-рец вселенной — Б-г. В награду за этот интеллектуальный подвиг, совершенный в языческом окружении, Вс-вышний открывается Авраму и велит ему отправиться в неведомую страну, где от него произойдет великий народ. Когда Аврам приходит в Ханаан вместе с женой Сарай (впоследствии Сара), племянником Лотом, слугами и единомышленниками, Б-г сообщает ему, что эта земля будет отдана его потомкам. Вскоре в стране начинается голод, и Аврам уходит в Египет. Зная дикие нравы египетских варваров и опасаясь, что красота Сарай погубит его, он выдает жену за свою сестру. Сарай приводят к фараону, но Б-г поражает египтян тяжелыми язвами, и они отпускают пленницу, не тронув ее. Аврам возвращается в Ханаан с щедрыми дарами от египтян и многочисленным скотом. Лот отделяется от Аврама из-за ссоры, вспыхнувшей между их пастухами, и поселяется в долине Иордана, в процветающем, но насквозь порочном городе Сдоме. Между местными правителями вспыхивает война. Сдом побежден, и Лот попадает в плен. Аврам бросается ему на выручку с горсткой верных людей и одерживает победу. Он освобождает племянника, но отказывается от военных трофеев. Б-г сообщает Авраму в мистическом видении, что его потомки будут порабощены четыреста лет в чужой стране, но затем выйдут из плена «с большим достоянием» и вернутся в Эрец Исраэль. Сарай бесплодна; она дает Авраму свою служанку Агарь, чтобы та родила им ребенка. Забеременев, Агарь ведет себя заносчиво. Сарай проявляет строгость, и Агарь уходит из дома, но затем возвращается по велению ангела и рожает Ишмаэля. Б-г дает Авраму и его потомкам заповедь обрезания как знак союза с Ним, меняет имя Аврама на Авраам, а Сарай — на Сара и обещает 99-летнему патриарху, что его 90-летняя жена вскоре родит ему сына Ицхака, его истинного преемника. В тот же день Авраам совершает обрезание себе, 13-летнему Ишмаэлю и всем другим мужчинам в своем доме.

«И было в дни Амрафеля, царя Шинарского…» (14:1).

Военная операция, предпринятая Авраамом против коалиции четырех царей ради спасения Лота из плена, считается одним из десяти испытаний, которым Б-г подверг праотца еврейского народа. В этом эпизоде Авраам проявил в полной мере свое главное качество — предельную готовность к самопожертвованию «за идею»; ради освящения Имени Тв-рца он намеревался совершить «кидуш Ашем».

Но если подойти к его действиям критически, возникает вопрос: почему он счел возможность рисковать своей жизнью и жизнями 318 соратников? Тора указывает точную численность его отряда, хотя, по другому мнению, никакого отряда не было: Авраам воевал в паре со своим верным слугой Элиэзером, гематрия имени которого — числовая сумма букв — равна как раз 318. Тем более безрассудной выглядит эта операция с точки зрения здравого смысла. Двое против коалиционной армии четырех царей! Слыхано ли такое?!

Если Авраам хотел спасти Лота, потому что тот был его племянником, о каком самопожертвовании может идти речь? «Кидуш Ашем» никак не вяжется с личным интересом. Тем более что Лот, как объясняет Раши, отошел от веры своего великого дяди, изменил идее Единобожия, которую проповедовал Аврам, и ушел жить в порочный город Сдом. Заслуживал ли он вообще спасения?

Тут можно возразить. Ведь Лот оказался в Эрец Исраэль не по собственной инициативе. Он ушел из родного Харана в неизвестную страну по призыву Авраама; вместе с ним пережил тяготы пути, пожертвовал спокойной, обеспеченной жизнью на родине ради миссии своего дяди, и поэтому Авраам чувствовал ответственность за племянника, разделившего его судьбу. Возможно даже, Авраам винил себя за то, что племянник впоследствии ушел от него в Сдом, в результате чего, когда разразилась региональная война, он попал в плен. Нет, наш праотец не мог бросить Лота на произвол судьбы, даже если тот отрекся от его веры.

Итак, ситуация проясняется: сочетание благодарности, жалости и чувства вины побудили Авраама броситься на выручку. Но как все же быть с «кидуш Ашем»?

Комментаторы сообщают, что операция Авраама против армии четырех царей была, по существу, продолжением его противостояния с Нимродом. Нимрод был первым в истории узурпатором. Он основал Вавилонскую империю, подчинил себе всю Месопотамию и Ассирию. Есть мнение, что Нимрод — это знаменитый вавилонский царь Хаммурапи, живший в 1792 — 1750 гг. до н. э. Дошедший на нас свод законов Хаммурапи считается уникальнейшим памятником древневосточного права.

В разделе «Ноах» о Нимроде сказано, что он «начал проявлять могущество на земле» и «был богатырем-охотником у Г-спода на глазах» (10:8-9). Нимрод был фанатичным идолопоклонником и жестоко преследовал любые проявления инакомыслия. Когда Авраам еще находился в Харане, этот жестокий деспот бросил его в огнедышащую печь за отказ признать бога огня, которому поклонялись вавилоняне; но произошло чудо: Авраам вышел невредимым из печи.

Теперь их пути снова пересеклись. Нимрод, он же Амрафель, царь Шинарский (Шинар — это Вавилон), возглавил коалицию четырех царей, которая разгромила армию пяти других союзных царств, включая Сдом, где проживал в то время Лот.

Поскольку Лот был удивительно внешне похож на Авраама, возникла опасность, что Амрафель-Нимрод воспользуется этим сходством и объявит на весь мир, что к нему в плен попал известный диссидент и смутьян. Под угрозой расправы он потребует от нестойкого Лота (выдав его за Авраама) публично «раскаяться»: отречься от веры в Единого

Б-га и признать языческую религию Нимрода единственно верной.

Стремясь спасти от дискредитации концепцию этического монотеизма и саму честь Б-га, Авраам, всегда осмотрительный, решился на рискованный шаг: несмотря на вопиющее неравенство сил, он смело атаковал Амрафеля-Нимрода и его союзников.

Авраам вовсе не ждал чуда. Он все трезво рассчитал. Если ему удастся разгромить противника, ложь Нимрода будет разоблачена. Если же победит Нимрод, о гибели Авраама, одного из выдающихся мыслителей и общественных деятелей той эпохи, станет известно повсюду, и отречение Лота уже никого не обманет.

Короче, Авраам пошел воевать не по личному интересу, а за идею, за Б-га. И чудо свершилось: Вс-вышний отдал ему в руки многочисленную армию его заклятого врага. Нимрод снова проиграл.

Не корысти ради

«И сказал Аврам царю Сдома: «Подымаю я руку свою к Г-споду…что ни нитки, ни ремешка для обуви не возьму я из всего, что принадлежит тебе, и ты не скажешь: Я обогатил Аврама! Мне — ничего! Только лишь цену того, что съели юноши, я возьму…. Пусть они получат свою долю» (14:23-24).

Если у кого-то еще остались сомнения в том, что Авраам воевал в первую очередь за честь Б-га, их развеет сцена, в которой спасенный царь Сдома предложил Аврааму после разгрома Амрафеля и его союзников львиную долю трофеев. Авраам по праву заслужил эти трофеи, но категорически отказался от них и объяснил царю Сдома, почему: если бы он взял добычу, все решили бы, что именно в том и состояла цель его участия в войне (кроме, разумеется, спасения племянника).

Но эту идейную строгость Авраам проявил только в отношении себя самого. Для своих людей он потребовал полную плату, которая причиталась им за участие в войне и победу. Таков наглядный урок всем нам. Нельзя быть праведным за чужой счет. Каждый из нас может предъявлять к себе повышенные требования, поднимать свою моральную планку — но только свою. От других мы не должны ожидать и тем более требовать чего-то большего, чем простое соблюдение буквы закона.

«Мой дядя самых честных правил…»

«…И пошел с ним Лот; и было Авраму семьдесят пять лет, когда он вышел из Харана» (12:4).

Ранее говорилось, что Авраам чувствовал себя ответственным за племянника, который вместе с ним отправился в неизвестную страну по призыву Б-га. Но почему вслед за сообщением о том, что Лот отправился в Ханаан, указан возраст Авраама? Какая тут связь?

Именно потому Лот и присоединился к дяде, что тому было 75 лет, объясняет Хатам Софер (рабби Моше Софер, 1763 — 1839 гг., Венгрия). У Авраама не было детей, и племянник был его ближайшим наследником. Лот надеялся, что «старик» умрет в пути, и ему достанется его немалое имущество.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора