Спасительница голландских евреев

89-летняя Тина Стробос живет в городке Рай в нью-йоркском графстве Вестчестер, и стены ее квартиры дома для престарелых густо увешены картинами вперемешку с грамотами и дипломами различных еврейских организаций.

В прошлый понедельник ее чествовал Вестчестерский центр памяти Холокоста и прав человека (Holocaust and Human Rights Education Center). Все эти почести и награды сводятся к тому, что делала студентка мединститута Тина Стробос 70 лет назад в своем родном Амстердаме, оккупированном гитлеровцами. Вместе с матерью она помогла спастись от уничтожения больше чем сотне евреев, пряча их на чердаке своего трехэтажного дома, который, по мрачной иронии судьбы, стоит в 10 минутах ходьбы от дома № 263 на улице Принценграхт, где так и не смогла спастись Анна Франк.

Тина Стробос вспоминает, что они с матерью Сари Шютте размещали евреев в комнатах верхнего этажа, откуда можно было в случае чего подняться на чердак, где был оборудован тайник для двух-трех человек. «К нам пришел плотник с инструментами и сказал, что его прислали подпольщики и чтобы мы показали ему дом, а он найдет место, где можно спрятаться». На втором этаже был укреплен звонок, сигналом которого Тина или Мари предупреждали временных квартирантов об опасности. Мать и дочь учили евреев в случае чего вылезти из окон на крышу и добраться до соседней школы, которую немцы обычно не осматривали. Ну и, конечно, на самый крайний случай плотник-подпольщик оборудовал тайник на чердаке.

Тина Стробос вспоминает, как, сама голодная и холодная, развозила на велосипеде продовольственные карточки и новости евреям, которые прятались на фермах за городом. Иногда ей поручали доставлять радиоприемники и даже оружие для партизан голландского Сопротивления. Девять раз ее останавливали немцы, но, к счастью, все кончалось благополучно. На вопрос, почему она рисковала жизнью ради людей, которых практически не знала, Тина Стробос отвечает, что так ей велела совесть и вообще она верит в героизм, а к тому же в молодости всегда тянет на опасные поступки.

Донна Коэн, исполнительный директор Вестчестерского центра, объясняет это качество Тины Стробос не авантюризмом, а «просвещенным поведением». Тина выросла в семье людей, которые в Первую мировую войну укрывали бельгийских беженцев, а перед началом Второй прятали немецких и австрийских евреев. Тина дружила с евреями, и ее жених Абрам Паис был евреем. В одночасье захватившие Голландию нацисты требовали, чтобы евреи носили желтые звезды и удостоверения личности с штампом «J». Тина Стробо доставала для них поддельные документы с их фотографиями и отпечатками пальцев. Ее дом стал тайной перевалочной базой, где евреи поводили несколько дней, пока подполье находило для них постоянные убежища. «Мы никогда не принимали больше четырех-пяти человек, — вспоминает Тина Стробос. — Больше нам было не прокормить».

После войны Тина и ее первый муж Роберт Стробос, тоже студент-медик, попали в Нью-Йорк продолжать учебу по Фулбрайтовским стипендиям, и она стала детским врачом-психологом. В 1964 году супруги Стробос развелись, и в 1967 Тина вышла замуж за экономиста Уолтера Чадсена. От первого мужа у Тины Стробос двое сыновей и дочь, а второй достался ей с двумя своими детьми. n

Опубликовал:

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора