Суккот в наших книгах назван просто «хаг» — праздник. Это как бы квинтэссенция праздничности. Общая, универсальная заповедь праздников: радость. И Суккот — самый радостный еврейский праздник. Во времена Храма на него приходился «Праздник излияния воды». Особый ритуал возлияния воды на большой жертвенник, единственный раз в году.
Он сопровождался весёлым шествием, танцами. Талмуд рассказывает, что даже величайшие раввины смешили собравшихся, показывали цирковые номера… Словно исполняя заповедь веселить на свадьбе жениха и невесту! А в основной момент, когда струя воды касалась жертвенника, — всех присутствующих охватывал невероятный восторг. Почему? «На них нисходил дух святости». Множество общин сегодня устраивают в эти дни «симхат бейт ашоэва». Буквально: «Радость дома начерпывания». Затем — «чтобы не забылась в народе традиция».
Для человека со стороны всё это довольно странно. Суккот — самый заполненный заповедями праздник: лулав, сукка, праздничный гимн… Во времена Храма, чтобы он был выстроен скорее, приносилось и множество дополнительных жертв. В частности, 70 быков — по числу основных народов. По одному за каждый народ, чтобы к ним пришло благословение. Большие расходы, горы мяса, лужи крови… А в обжитом доме комфортнее, чем в сукке, да?
По принятой в западном мире логике, центром радости должен стать Песах — праздник выхода на свободу. Был рабом, теперь сам с усам, живи да радуйся! И после тяжкой предпасхальной уборки, истребления квасного во всех мыслимых и немыслимых формах, ты наконец-то ощущаешь себя свободным человеком! В крайнем случае, на роль «самого радостного» подошёл бы Шавуот. Как-никак, дарование величайшего Учения, избрание целого народа на роль проводников и носителей Б-жественной Истины…
Так почему же именно Суккот? А потому, что в эти дни мы отдаляемся от человеческой привычки присвоения, обладания. Творец — Он дающий, и тот, кто «гребёт под себя», от Него невероятно далёк. Мы тратим деньги на растения «четырех видов» и сукку, покидаем насиженные дома, собираем во временных шалашах гостей…
А «дух святости», источник бесконечной радости, совершенно непредставимой для замкнутого в себе человека, приходит, когда ты поднят над мелким бытием. Конечно, если ты духовно чист. Ведь «не дал Создатель заповеди Израилю иначе как чтобы очистить его»! И ослабление «малого мозга», как говорят израильтяне, может пробудить к раскрытию «большой мозг», истинно достойный человека взгляд на мир. В котором — радость.
Теперь несколько строк, имеющих, мне кажется, отношение к радости. На радость вам!