Бродя теплым сентябрьским днем среди поражающих воображение развалин Древнего Рима, я не мог не посмотреть вблизи на Триумфальную арку Тита. Об этом римском императоре я слышал еще в детстве от своего отца, когда он рассказывал мне, что под предводительством этого человека после долгих, жестоких и страшных битв в 70 году нашей эры была покорена Древняя Иудея и разрушен Иерусалимский Храм. По этой причине я с младых ногтей не любил римского императора Тита. Но что было, то было, историю не изменишь. Огромная империя с большим трудом покорила маленькую Иудею и с помпой отпраздновала свою победу, воздвигнув Триумфальную арку в честь победителей.
Это солидное сооружение, высотою в 15 с половиной метров, облицованное мрамором и украшенное четырьмя полуколоннами с каждой стороны, стоит на главной, соединявшей Палатинский холм с Капитолием, дороге Римского форума. Внутри пролета Арки находятся два барельефа. Я долго разглядывал тот, на котором римляне изобразили шествие с трофеями, захваченными в Иерусалиме. Первой бросалась в глаза большая Менора, но я смотрел не столько на нее, сколько всматривался в печальные лица евреев, угнанных в рабство. Черты их были полустерты временем, но в одном из них я узнал своего прадеда. Да, каменное лицо на древней римской арке очень походило на лицо моего прадеда Аврума со старой семейной фотографии. Может, мне это казалось, но в тот момент я верил, и от этого становилось горько на душе.
Я долго стоял на одном месте и неотрывно смотрел на барельеф. Вдруг вспомнил, что уже видел эту запечатленную в камне сцену много раз давным-давно, хотя в Риме оказался впервые.
Вспомнились мои школьные годы, которые пришлись на послевоенное время. В тогдашнем учебнике истории Древнего мира была глава, посвященная Израильскому и Иудейскому царствам. Правда, напечатана она была мелким шрифтом, и на уроках в классе мы ее не “проходили”, но именно эту главу я прочитал несколько раз. Так вот, там была иллюстрация с изображением именно того барельефа с арки Тита, на котором запечатлено шествие плененных евреев, несущих Менору, захваченную в Иерусалимском Храме. Другой картинки, хотя бы с видом самого Иерусалима, для главы учебника, посвященной истории Израиля и Иудеи, авторы советского учебного пособия отыскать не смогли.
Повспоминав прошлое, я вернулся в настоящее и обратился к противоположной стене Арки, где располагался барельеф с изображением Тита, на двухколёсной колеснице с четырьмя запряжёнными в нее конями. От головы грозного императора время отхватило солидный кусок.
От Арки я ушел с тяжелым сердцем. Так она на меня подействовала, хотя события, которым она была посвящена, произошли две тысячи лет назад, и все быльем поросло.
Отойдя совсем недалеко от Форума, я, на стене примыкающей к нему, увидел большие рельефные географические карты Древнего Рима, запечатлевшие границы этого государства в разные исторические эпохи: от первых завоеваний до времени его полного расцвета и величия. Эти карты были сделаны во времена Муссолини. Мне захотелось повнимательней посмотреть, как расползалась вокруг Средиземноморья римская держава. И тут я с удивлением обнаружил одно показавшееся мне поначалу очень странным обстоятельство. В том месте Восточного Средиземноморья, где располагалась Иудея, с которой так долго и упорно воевал Рим, на муссолиниевских картах были указаны Сирия и Арабия. И никаких следов Иудеи. Но вспомнив о том, в какие времена эти карты делались, я удивляться перестал. Любовь к истории у итальянского дуче оказалась весьма избирательной. Однако нелепо, конечно, предположить, что Муссолини совсем уж не знал исторических фактов. Тем более невероятно полагать, что, живя во дворце, находящемся на площади Венеции буквально в двух шагах от Форума и Арки Тита, он никогда эту Арку не видел. Думаю, она хорошо была видна из окон его апартаментов. Тем не менее, Иудею он не узрел. Очень характерный дефект зрения.
То, что Муссолини фашист и преступник, никому объяснять не надо. Но карты на стене около римского Форума моментально вернули меня из прошлого века в сегодняшний день, когда нынешние правительства арабских стран никак не могут разглядеть Израиль на своих картах, изображая там все что угодно, но только не то, что есть на самом деле. Старая истина подтверждается: история происходившая как трагедия повторяется в виде фарса.
borisrubin.com
Опубликовал: Борис РУБИН