О Рош Хашана (буквально: «Голова (вершина) года») мы слышали много красивых притч. В этот день Творец вершит суд всему миру. «Все сотворённые проходят как овцы перед пастухом, и Он указует посохом: этой жить, этой погибнуть». Звучит Великий Шофар в небесах (и мы, ему подражая, трубим в бараний рог). В этот день трепещут ангелы и путается Сатана. В этот день мы начинаем воцарять Вечного Царя над сотворённым Им миром (и над самими собой). В этот день раскрываются книги жизни и смерти. Книги праведников, грешников и «средних».
Мы знаем его как Судный день. Хотя иногда так называют Йом Кипур. Суд в Рош Хашана идёт преимущественно «по справедливости», Йом Кипур — это скорее день милосердия, его вердикты «с поблажкой». Всё это и многое другое, конечно, правильно, но что мы можем извлечь из возвышенных и явно не слишком буквальных образов? Тем более, что Тора ни разу не называет Рош Хашана Днём суда!
Хочу поделиться с вами находкой, одолженной у рава Давида Поварского, главы знаменитой иешивы Поневеж. А он, в свою очередь, передаёт слова учителя, великого раввина Йерухама Лейбовича (в еврейском мире просто «рав Йерухам» — и ясно, о ком речь). Кстати, в его честь назван город в Израиле.
Рав Йерухам, «машгиах» (духовный наставник) иешивы Мир перед Второй мировой войной. Его ученик, рав Ехезкель Левенштейн, провёл вместе с «рош ешива» равом Шмулевичем 300 её учеников без единой потери (!) через Холокост. Во многих книгах вы найдёте рассказы о сопровождавших их чудесах. Послевоенное восстановление и расцвет изучения Торы в мире — в огромной степени заслуга студентов этой иешивы. Мы можем положиться на то, что говорящий неплохо знает устройство духовной реальности и её связь с земными делами.
Учитель комментирует фразу Талмуда: «Царь сидит на Троне Суда, и книги живых и книги мёртвых раскрыты перед Ним». Во-первых, необходимо понять, что книги эти пишет сам человек. Фиксирует собственные поступки и мысли «авторучками» своих разума и души. Так поясняют мудрецы знаменитую сентенцию из «Пиркей авот»: «Все твои поступки записываются в книгу». — «Что это за книга? — «Разум человека!» Можно предложить образ: человек приносит на Высший Суд свои собственные раскрытые книги. Конечно же, все картинки, иллюстрирующие земными образами духовные процессы, чрезвычайно условны.
Во-вторых, тема ещё глубже. Рав Йерухам рассматривает ситуацию царя Давида, немедленно воскликнувшего в ответ на обвинения пророка Натана: «Виноват!» И царя Шауля, поначалу пытавшегося оспорить слова пророка Шмуэля: «Я исполнил то, что повелел
Г-сподь!»
При этом мудрецы Талмуда подчёркивают, что, с обычной человеческой точки зрения, Давид ни в чём не был виноват! Но пророк принёс ему послание от Всеведущего, значит, на высоком духовном уровне его поступки несовершенны. А царь Шауль, тоже великий праведник, попросту удивился, ведь он знал чистоту своих намерений и безупречность деяний! Однако через минуту и он признал неправоту. Оказывается, в глубине души человек точно знает оценку всей своей жизни.
Поясняет рав Йерухам, что каждый человек приходит на Высший Суд с собственным «судебным решением». Ведь на небесах нет единого «кодекса» для всех, но каждый судится по его собственному, особенному, закону. Разумеется, есть некие общие «юридические принципы», из которых исходит Высшая Коллегия (нам рассказано о них в Торе). Но человек является со своим собственным приговором, вместе с «мерой правды» ещё раз взвешивает его и сам «подписывает» окончательное решение. Ведь один из главных принципов справедливости: «мерой, которой измеряет человек, измеряют его самого». Милосердный и снисходительный к другим удостоится снисхождения, с требовательного — потребуют и т. д.
Отсюда мы видим важность месяца Элул и «десяти дней раскаяния» между Рош Хашана и Йом Кипуром. Это время, когда человек сможет пересмотреть своё отношение к жизни и удостоится вынести себе благоприятный приговор.
Ещё момент: что это за «книги живых» и «книги мёртвых»? Нам поможет фраза Торы о праотце Якове (когда он узнал, что его давно пропавший сын Йосиф жив): «И ожил дух Якова». К нему вернулось пророчество. Жизнь — это приближение к Источнику жизни, милосердному Б-гу. Смерть — отдаление от Него. Например, в собственные эго-переживания. В страхи и вожделения повседневной суеты. Конечно, если ты не чувствуешь их как часть единого плана… А «записать» себя в книгу живых или мёртвых — мы фактически на внутреннем искреннем уровне выберем сами. Доброго нам с вами приговора!