Каждое поколение имеет свои вызовы (challenges) и духовные задачи. В древние времена большинство людей с трудом сводили концы с концами и главная мысль человека была о том, где заработать на кусок хлеба, чтобы накормить семью. Люди не знали выходных, отпусков, пенсий. Их мысли крутились в «режиме» выживания.
В этой ситуации еврейская идея шаббата была «революционной». Наш закон требовал от человека, чтобы он в пятницу позаботился о пропитании на субботу. Цель была в том, чтобы еврей, по крайней мере один день в неделе мог «поднять голову» и задуматься о возвышенных ценностях.
Эта идея не столь проста. Так, знаменитый психолог Маслоу предложил схему — пирамиду потребностей. Внизу пирамиды — выживание, выше — безопасность и комфорт, еще выше — социальные связи, престиж, а на вершине — духовные ценности: познание, самовыражение.
Главным утверждением Маслоу было то, что, пока человек не «удовлетворит» низший уровень пирамиды, он не задумается о высших. Согласно его теории (которая «работает» почти для всех, кроме религиозных евреев), все древние люди, кроме богатых и поэтому называемых благородными, не имели шансов «поднять голову».
Еврейская система давала возможность каждому человеку хотя бы раз в неделе почувствовать себя «благородным», отодвинув прессинг режима выживания.
В современном мире динамика другая. В развитых странах люди вырвались из режима выживания, и они могут поднять голову. Но… появилась другая проблема. Называется она «Срочное или важное».
С избавлением от голода на человека «напал» другой ритм жизни. Большинство людей уже не работают руками, а головой. А голова имеет опасное свойство оставаться в «рабочем режиме» — 24/7, т. е. без перерыва.
И здесь не спасает даже шаббат.
Когда мудрецы запретили делать в шаббат физическую работу, они оградили нас от материального прессинга.
Но т. к. гораздо тяжелее приказывать голове, о чем думать, то многие замечают, что мысли в шаббат продолжают оставаться на «рабочем месте».
Еще более вопиющая ситуация во время молитвы. Мозг как будто постоянно пытается нам доказать, что у нас нет времени думать о вечном, надо думать «о срочном»
Наступило время внести ясность в ситуацию.
Говорят мудрецы, что в человеке конкурируют эго и душа.
Эго живет в парадигме дефицитности ресурсов материального мира. Душа — в парадигме бесконечности духовного мира. Эго формируется с трех лет, вытесняя душу в подсознание. В тринадцать лет с помощью бармицвы мы учимся выделять хотя бы часть ресурсов душе. При этом эго хочет всех наших ресурсов: денег, времени, внимания.
Душе достаточно небольшой части. Цдака — 1/10 денег на благотворительность, соединяет нас с вечностью. Шаббат — 1/7 часть времени. Молитва — около часа в день, когда внимание должно быть отдано вечности.
Проблема «срочного» в том, что оно не оставляет следа в вечности. Поел — и через несколько часов опять голоден. Заработал — потратил.
Говорит народная мудрость: «Всех дел не переделаешь». Срочные дела легко съедают все наши ресурсы, оставляя нас в образе «голого короля».
Лучший «тренажер» для укрощения «срочных агрессоров» — молитва.
Попробуйте следующее упражнение. Когда к вам во время молитвы прибежит в голову очередная «запыхавшаяся» мысль, проверьте — скорее всего, она из тех «срочных», что могут подождать до конца молитвы. Это «воины» эго, не пускающие нас к ресурсам души.
Попробуйте хотя бы просто даже читать текст молитвы, осознавая, что если вы просто не впустите мыслей о срочных делах, то вы победили. Вы вышли из рабства эго. Ваша душа включилась. Текст молитвы, попавший в поле нашего внимания, включает канал «земля — небо», т. е. душа — Творец. И происходит связь со Вс-вышним, источником вечных ресурсов. И помощь
Вс-вышнего вам будет неизмеримо больше, чем та «срочная» мысль, которая была отодвинута в сторону вашим усилием. Это усилие — ваша победа важного над срочным.
В Рош Хашана на «суде» оценивают, сколько ресурсов вы выделили душе, оторвав от эго.
В начале сентября в Нью-Йорк приезжает рав Ефим Свирский. 6 и 13 сентября (воскресенье) состоятся два семинара, посвященные Рош Хашана, Йом Кипур и Суккот. Начало — в 10 а. m. Адрес: 2915, Ocean Parkway, Jewish Center of Brighton Beach.