— Уважаемый ребе! Почему не принято считать евреем человека, у которого отец, бабушка и дедушка — чистокровные евреи, а мама — нет?
Разве дано знать человеку, кому Вс-вышний вкладывает душу еврея? И разве не было принято во времена Давида и Шломо определять еврея по отцу. Я уже не говорю о фамилии — признаке еврейского Рода, хранимой из поколения в поколение. «Избранный народ» — это ведь Он нас избрал, и это Его промысел. Не кощунство ли судить о еврействе столь ограниченными мерками, как кровь матери? Не станете же вы утверждать, что такой-то имярек не заключил Завета с Ним на Синае. Откуда вам знать? Фарисейство все это, ребе. Многие, уверен, будут вам благодарны, если вы укажете то место в Устной Торе, где говорится об определении еврейства по матери. В Письменной-то этого нет…
Реувен,
Израиль
— Мне трудно сразу перейти к ответу без «педагогического» разбора Вашего вопроса. Пожалуйста, не обижайтесь. Я рад, что Вы его задали. Но вот форма…
Посудите сами. Реагируя, видимо, на один из моих прошлых ответов на эту же тему, Вы назвали мои слова «фарисейство все это…». Уверен, что Вы хорошо знаете русский язык, и Вам известно, что фарисей — это лицемер, ханжа, а фарисейство, соответственно, — лицемерие (см. словарь «Русского языка» под ред. Ожегова).
Вы называете «кощунством» порядок вещей, согласно которому национальность у евреев определяется по материнской линии. И сами же — что очень хорошо и правильно — допускаете, что об этом говорится в Устной Торе (просите указать источник).
И, наконец, вместо того, чтобы задать интересующий Вас вопрос или высказать несогласие с моей позицией, Вы делаете заявление, которое (если бы было правдой) могло иметь далеко идущие последствия. «В Письменной-то этого нет…», — пишете Вы. Представляется, что корректней прозвучала бы такая фраза: «В Письменной Торе я этого не нашел».
Повторю: любой искренне заданный вопрос принимаю с радостью. И Ваш, естественно, тоже. Но очень хотелось бы, чтобы те, кто хочет что-то узнать, в своих обращениях соблюдали бы элементарные нормы вежливости.
Теперь — по существу.
В Письменной Торе, в пятой книге «Дварим» сказано, что нельзя создавать семью с неевреями: «Не вступай в семейные отношения с ними. Дочь свою не выдавай замуж за его (нееврея) сына. А дочь его не бери для сына своего» (гл. 7, ст. 3).
Как видим, запрет на смешанный брак в Письменной Торе распространяется в равной степени и на мужчин, и на женщин. Но если все же, несмотря на запрет, смешанная пара объединяется, и в результате их отношений появляются на свет дети, «принцип равенства» нарушается.
Читаем дальше: «… Ибо он (зять) отвратит сына твоего (по контексту, надо понимать — внука) от Меня (Всевышнего) и будут они служить другим богам…» (там же, ст. 4).
Прочтите внимательно текст. На с. 3 говорится, что «оба направления» создания смешанной семьи запрещены. Так же, казалось бы, должно было бы быть и в с. 4 — Ибо они (зять или невестка) отвратят сына (внука) твоего… Но нет, речь идет только о зяте. Так и написано — «он».
Почему? Да потому что, если зять у тебя — нееврей, то внук твой, сын твоей дочери, остается евреем. И есть повод беспокоиться, какой путь он изберет под влиянием отца. Но, если невестка нееврейка, нет причины предостерегать от опасности потери внука, ибо он — нееврей, и у него — другая, нееврейская дорога в жизни.
Что говорит об этом Устная Тора?
В Талмуде, в трактате «Кидушин» (лист 68) сказано: «Нееврейка, родившая ребенка — передает ему свой статус (ее сын — тоже нееврей), ибо говорится в Торе (в цитированной фразе) — «сына твоего…» Сын от дочери-еврейки — твой сын (внук). Сын от невестки-нееврейки — не твой сын, а — ее».
Этот закон сформулирован в Шульхан Арухе (раздел Эвен ƒа-эзер, ст. 16).
Окончание следует
Опубликовал: Рав Элиягу Эссас
Я рожден отцом евреем и мамой нееврейкой. Я не религиозен. Но я всю жизнь ощущаю себя евреем,считаю себя евреем,Израиль воспринимаю как свою историческую Родину,воюю с антисемитами и твердо знаю,что я более еврей,чем многие крещеные и не крещеные 100%-ые этнические евреи окружающие и не окружающие меня и стесняющиеся лишний раз подтвердить свое еврейство.Так что Я-ЕВРЕЙ!
браво, Вадим. если б я мог, я бы вам 10 «пальцев вверхь поставил
ув. рабби, однако, не упоминает КОГДА именно практика вести еврейство по матери была начата; а есть мнения исследователей, что начата она была во времена 2-го Храма и рубежа эпох, а особенно после Великого восстания, когда евреи часто смешивались с неевреями, а евреек нередко насиловали завоеватели, особенно римляне, и знать кто мать ребёнка, естественно, легче чем кто его отец. но я хочу заметить другое: надо признать, что в словах Торы о том, что зять-нееврей непременно отвратит ребёнка от еврейства (кстати, заметим: там говорится «отвратит сына твоег», о дочери тоже ничего не сказано!), сквозит неверие в силу и рпвилекательность иудаизма. ну почему мы должны вечно бояться что у нас уведут людей? пусть другая сторона боится (и кстати, часто таки боится, почитаем хотябы что писал на эту тему Шульгин: мол, еврейская кровь и еврейская идентичность сильнее русской, и смешанные браки являются «приобретением» для евреев, а потерей для неевреев).
лично я считаю, что практика определения еврейства по материнству была данью определённым историческим реалиям, и её в принципе можно изменить и даже отменитьл и вполне вероятно, что время для этого настало сейчас. особенно видя примеры, когда некоторых погибших солдат Израиля отказываются хоронить на общем с их товарищами кладбище, из-за того что они галахически «неевреи»