«И будет, когда придешь ты в страну…» (Дварим, 26:1).
Этому первому стиху сегодняшнего раздела предшествует заповедь «стереть память об Амалеке», которой завершился прошлый раздел «Ки теце». Какая тут связь?
Как только евреи вступили в Эрец Исраэль, объясняет комментатор Бааль а-турим, им сразу было велено уничтожить амалекитян, древний народ, символизирующий все мировое зло.
Именно поэтому Амалек изо всех сил пытался не пропустить сынов Израиля в Землю Обетованную. Еще в самом начале Исхода, прежде чем совершить прямое нападение из засады, амалекитяне донесли фараону о бегстве еврейских рабов. В книге «Шмот» (раздел «Бешалах») сказано: «И сообщено было царю Египетскому, что бежал народ» (14:5). Мидраш поясняет: доносчиком был Амалек.
Подобная тактика была привычна амалекитянам. Впервые они прибегли к ней, когда сообщили Лавану о тайном уходе Яакова и всей его многочисленной семьи. Не случайно в описание заповеди «бикурим» (принесения первых плодов в Храм), которое начинается со слов: «И будет, когда придешь ты в страну», включено напоминание о бегстве Яакова от Лавана: «Арамейцем-скитальцем был отец мой» (26:5). Эти слова вошли в текст Пасхальной Агады.
«Не счесть чудес на свете…»
Слова «Арами овед ави» (арамейцем-скитальцем был мой отец») могут иметь и совсем другой смысл: «Арамеец (Лаван) (хотел) уничтожить моего отца». Составители Пасхальной Агады поясняют: «Пойди и узнай, что хотел сделать Лаван-араметянин нашему праотцу Яакову».
В этом толковании скрыта важная мысль, говорит Виленский Гаон. Мы действительно не знаем, что замышлял Лаван. В тексте Пятикнижия он выглядит добрым, заботливым дядюшкой, и кажется, что авторы Агады и другие комментаторы «придираются» к нему. Но у нас есть устная традиция, Устная Тора, которая сообщает, что Лаван хотел уничтожить Яакова и всю его семью, искоренить в зародыше весь еврейский народ, что он был опаснее фараона, о чем прямо сказано в Агаде. Лишь по милости Вс-вышнего его планы были сорваны.
Так было всегда. В разные эпохи и в разных странах враги пытались уничтожить нас или нанести нам непоправимый ущерб, но прямое вмешательство Творца неизменно спасало нас, причем мы часто даже не догадывались о нависшей угрозе.
Гитлер вознамерился уничтожить всех евреев, и, казалось, ничто не остановит его, поскольку военно-политические условия благоприятствовали его страшному замыслу. Шесть миллионов погибли, но четыре миллиона европейских евреев уцелели. 18 лет назад Саддам Хусейн обещал «сжечь пол-Израиля». Технически и морально он был готов к этому.
Но события так повернулись, что от пожара пришлось спасаться самим иракцам.
В заключительной части ежедневной молитвы «Амида» мы благодарим Б-га «за Твои чудеса, которые Ты постоянно совершаешь с нами, и за Твои знамения и благодеяния, которые Ты творишь всегда… вечером, утром и днем».
«А ты возгласи и скажи пред Б-гом…» (26:5).
В три часа ночи Реувен был на ногах. У его жены начались предродовые схватки, и он вызвал «скорую». Ему показалось, что врач в приемном покое озабочен состоянием роженицы. Выйдя в коридор, Реувен быстро набрал по сотовому телефону знакомый номер. Его нисколько не смущало, что он вытащил из постели пожилого человека, своего раввина: «Рабби, пожалуйста, помолитесь за мою жену!» Дальнейших объяснений не требовалось. Раввин, как мог, успокоил Реувена, затем встал, оделся и начал молиться.
Наутро жена Реувена родила крепыша. Врач улыбался: «Мать и ребенок в полном порядке». Это было во вторник, а в пятницу утром Реувен увидел рава в синагоге, подошел к нему после молитвы и пригласил на «шалом-захар» (традиционную церемонию «знакомства» с новорожденным мальчиком, которую устраивают в первую субботу его жизни, перед обрезанием). Раввин вежливо поблагодарил за честь и с упреком сказал: «Когда ваша жена тяжело рожала, вы разбудили меня среди ночи. А когда все благополучно разрешилось, вы не торопились меня обрадовать — подождали до «шалом-захар»…
Если вы горячо и со страстью просите Б-га о чем-то важном для вас, благодарить Его за выполнение просьбы надо с не меньшим пылом. Если вам среди ночи потребовалась Его срочная помощь, не забудьте сказать Ему утром «спасибо».
«И будет жизнь твоя на волоске…»
Главная тема раздела — воздаяние евреям за их отношение к законам, полученным у горы Синай при Исходе из Египта и конспективно повторенным Моше-рабейну перед их вступлением в Эрец Исраэль. Тема далеко не новая. В предыдущих разделах книги «Дварим» Моше не раз предупреждал, что благополучие еврейского народа на Святой Земле и само его выживание прямо зависят от того, насколько он будет верен Торе, насколько точно будет выполнять свою часть договора со Вс-вышним.
На этот раз эти общие предостережения звучат конкретно, детально и беспощадно. Вначале Моше перечисляет благословения, уготованные нам, если мы будем скрупулезно следовать Торе: победы над врагами, неоспоримое положение «избранного народа», успех во всех делах и национальное благоденствие. Обещание экономического процветания содержится, например, в таких словах: «И будешь ты давать взаймы многим народам, а сам занимать не будешь».
И тут же благословения сменяются угрозами. Но «если не будешь ты исполнять волю Б-га…». Заметьте: обращение личное, к каждому еврею в отдельности. Ибо мы несем не только коллективную, но индивидуальную ответственность перед
Вс-вышним и нашими потомками. От каждого из нас зависит судьба еврейского народа.
Далее следуют проклятия, страшные, кинематографически рельефные картины страшных бедствий, которые обрушатся на страну Израиля и своенравных евреев. Причем тяжесть бедствий неуклонно нарастает: если не раскаешься после серии первых наказаний, то получишь новые, еще более страшные удары. «Пошлет Б-г на тебя мор… Обратит тебя в бегство перед врагами твоими… И будешь ты обобран и ограблен во все дни твои, и никто не спасет… Поразит тебя Б-г сумасшествием, и слепотой, и растерянностью… Сыновья и дочери твои отданы другому народу, и глаза твои видят и исходят тоской по ним… И потеряешь рассудок от зрелища, которое увидишь (таких «зрелищ» было предостаточно в нашей истории: костры инквизиции, погромы в России, Освенцим и Бабий Яр, наконец, взрывы в израильских автобусах)… И останется у вас мало людей вместо того множества, каким вы были… И будет жизнь твоя висеть на волоске, и будешь пребывать в страхе день и ночь, и не будешь уверен, что выживешь…».
И как самый страшный итог — изгнание: «Рассеет тебя Б-г по всем народам, от края земли и до края, и будешь ты там служить богам иным…, дереву и камню».