В последний свой день пребывания в Аризоне мы решили съездить в расположенную в 115 милях к северу от Финикса Седону, знаменитую своими красными скалами. Междуштатная дорога № 17, называемая еще Black Canyon Freeway, по которой мы должны были проехать большую часть пути в этот городок, была тем более интересна, что пролегала рядом с несколькими национальными историческими памятниками, связанными с культурой индейцев, проживавших в этих местах с древних времен. Мы намеревались завернуть и туда.
День выдался пасмурный. Почти все небо было затянуто серовато-белыми облаками. Снизу они казались совершенно плоскими, а сверху были пушистыми и кудрявыми. Будто кто-то выложил их на огромное прозрачное блюдо, подвешенное у нас над головами, и облака по нему растеклись и размазались. Сверху же, ничем не ограниченные, они бугрились и пухли, как хотели. Взбитые сливки к столу Саваофа.
Первыми на нашем пути были руины маленького поселения Тузигут, примостившегося на вершине холма. В период расцвета в нем трудились, растили детей, веселились и горевали примерно две с половиной сотни человек. Дома этого пуэбло были сложены из неотесанных камней, скрепленных глиняным раствором.
Обживать свой холм индейцы начали примерно тысячу лет назад. И это практически все, что о них сейчас известно. Не сохранилось никаких сведений о том, как жившие здесь аборигены сами себя называли, какое название носил их поселок, почему они его покинули и куда ушли.
Все названия, которые ныне используются при упоминании о них, являются для канувших в вечность основателей поселка иноземными. Испанские конкистадоры назвали племена, обитавшие в этих засушливых местах «синаква», то есть «безводные», использовав свои собственные слова sin, что значит без, и agua, что значит вода. Первоначально это название было присвоено горам в центре Аризоны недалеко от Флагстаффа, где отсутствовали не пересыхающие летом реки. Но все это было значительно позже того времени, когда Тузигут возник, а затем и покинут.
Как бы то ни было, но каменные дома этого пуэбло давали приют людям, обновляясь и расширяясь, в течение примерно четырехсот лет. Так что Тузигут существовал значительно дольше, чем самые старые нынешние американские города. Однако, продержавшись на вершине холма четыре века, люди почему-то ушли с этого обжитого места. Никто не знает почему.
Развалины поселка были раскопаны археологами из Аризонского университета в середине 30-х годов прошлого века, а в 1939 году обнаруженные руины были официально признаны правительством США национальным историческим памятником.
Название для пуэбло Тузигут было взято из языка апачей, и в переводе означает «изогнутая, кривая вода», так как деревенька эта мостилась недалеко от излучины Зеленой реки. И когда я смотрел с крыши самого верхнего дома поселка на раскинувшуюся внизу долину, мне подумалось, что, может быть, тысячу лет назад русло Зеленой реки пролегало не так, как сейчас, и до воды от поселка было, что называется, рукой подать. Близкой воды хватало не только для бытовых нужд, но и для полива огородов, возделанных по берегам реки. Потом река изменила свое течение, и люди ушли вслед за ней.
От развалин Тузигута до цветущей Седоны ехать нам оставалось совсем немного. Этот городок расположен в верхней части пустыни Сонора, на севере Аризоны, среди холмов, сложенных из толстых пластов ярко-красного и оранжевого песчаника, встречающегося только в здешних местах. Эта осадочная горная порода возникла в Пермском геологическом периоде около 280 миллионов лет назад. С тех пор природа не теряла времени даром и выточила из слежавшихся и превратившихся в камень песчинок великолепные, необыкновенно красивые, причудливые скалы, ставшие одними из наиболее известных достопримечательностей этого американского штата. Многие из этих замечательных естественных образований имеют собственные имена, полученные ими за сходство с теми объектами, которые они внешне чем-то напоминают. Это Кофейник, Колокол, Собор, Дымовая Труба, Уши Кролика и так далее.
Первые европейские поселенцы появились в этих краях в конце позапрошлого века. Они разбили у основания холмов замечательные яблоневые и персиковые сады. В 1902 году здесь появилось первое почтовое отделение во главе с почтмейстером по фамилии Шнебли. Но его родовое имя американцы помнят вовсе не из-за каких-то его особых заслуг, а благодаря его жене, прославившейся на всю округу своим гостеприимством и трудолюбием. Эту женщину звали Седона. В ее честь поселок и получил свое название. Теперь Седона превратилась в популярный туристический центр.
Мы приехали в Седону в будний день, однако на улицах города было полно народу — лишнее подтверждение его популярности у туристов.
Ко времени нашего приезда в город природа, видимо, в нашу честь решила устроить представление, связанное в разнообразными световыми эффектами. Она обложила небо темными тучами, но не забыла проделать в них широкие просветы. В результате над соседними горами шел проливной дождь, а над городом сияло солнце. Потом некоторые улицы вдруг погружались во мрак, и казалось, что сейчас разверзнутся хляби небесные, и на нас обрушатся потоки воды, но за мгновение до этого налетал ветер, уносил тучи, и снова сияло солнце. По этой причине освещенность скалистых горных вершин, неба и городских улиц все время менялась, как в театральной постановке, где главная роль была отведена мастеру по свету.
Сама же Седона оставляет впечатление уютного, многолюдного, что весьма необычно для маленьких городков американской глубинки, праздничного, даже карнавального места.
На обратном пути из Седоны в Финикс мы посетили еще одно историческое место, которое называется «Замок Монтесумы».
Судя по названию этого памятника индейской архитектуры, это должно было быть, по моему представлению и ожиданию, что-то величественное, может быть, похожее на храмы и пирамиды в Чичен-Ице, расположенной в соседней Мексике. Однако я глубоко ошибался. К тому, что я увидел, определение «замок» можно использовать только в кавычках. Это строение представляет собой довольно широко распространенный в доколумбову эпоху тип жилищ коренных американцев, которые часто использовали естественные ниши в скалах для строительства там защищенных от непогоды и непрошеных гостей убежищ. Отыскав где-нибудь в отвесной скальной стене впадину достаточной глубины и величины, причем, желательно подальше и от поверхности земли, и от вершины скалы, пришельцы начинали ее обустраивать и обживать. По краю такой полупещеры возводилась стена, а в скале вырубались ступени или сооружалась деревянная лестница. В результате получалось что-то похожее на ласточкино гнездо, прилепившееся в труднодоступном центре горного обрыва.
Именно таким сооружением и является Замок Монтесумы. Правда, «гнездо» это имеет размеры пятиэтажного дома, стены которого сложены из камней, скрепленных известковым раствором. Дом состоял из двадцати небольших комнат, в которых могли угнездиться до полусотни жильцов.
Европейцы, впервые обнаружив это сооружение в 1860 году, дали ему нынешнее название, ошибочно полагая, что ацтекский император Монтесума был каким-то образом связан со строительством этого многоквартирного жилища.
Согласно археологическим исследованиям, Замок Монтесумы был построен индейцами из племени синаква в начале XV века. Довольно скоро он был покинут его обитателями по неизвестным причинам, но засуха, стычки и войны с соседними племенами могли этому способствовать.
Само сооружение и прилегающая к нему местность были объявлены национальным памятником в декабре 1906 года, а посещение этого объекта туристами было разрешено только в 1950 году. Могу добавить, что индейцы умели выбирать для своих жилищ очень красивые места. Не является исключением и скала, к которой прилепился Замок Монтесумы. Почти у ее основания бежит небольшая речка, с берегами и островками, заросшими густым лиственным лесом. Не жизнь, а курорт! Но это только с сегодняшней точки зрения.
Опубликовал: Борис РУБИН