Оборотная сторона иудаизма

Чем серьезнее устройство, тем оно более опасно при неправильном использовании.

Иногда неправильное использование очевидно, а для правильного использования нужно еще долго изучать устройство и тренироваться.

Известный пример — нож и атомная энергия. Нож помогает хирургу, но может стать инструментом насилия. При этом, чтобы сделать операцию, нужно долго учиться. А чтобы случайно пораниться ножом, достаточно одного неаккуратного движения. Что касается атомной энергии, то последствия взрыва в Чернобыле испытали многие.

Рассмотрим еврейские ресурсы с этой позиции.

Цель человека в жизни — стремиться к совершенствованию воли, интеллекта, характера. Иудаизм привлекает к процессу

Вс-вышнего.

Вс-вышний — это источник абсолютных качеств, в том числе тех самых, к которым мы стремимся. Если мы будем использовать заповеди как средства самосовершенствования, то достигнем эффекта гораздо более сильного, чем в различных других практиках.

Но… для этого нужно уметь работать с заповедями на всех уровнях, включая наше мышление и внимание.

А какие негативные моменты могут всплыть при неправильном обращении с заповедями? Первая опасность, подстерегающая человека, — гордыня. Если человек решает соблюдать заповеди, то он очень быстро столкнется с искушением начать смотреть свысока на тех окружающих, которые еще не сделали этого шага.

Бесспорно, переход из светского мира в мир религиозный — это «чудо из чудес», но…

У начинающего соблюдать возникает искушение развить следующий взгляд на окружающих: «Все, кто соблюдают больше меня, — религиозные фанатики, все, кто соблюдают меньше меня, — ничтожества». Такая позиция питает эго человека, и он становится для окружающих «антирекламой» еврейского образа жизни.

Нужно быть готовым к такому искушению. Иудаизм — это путь длиною в жизнь, и каждая ступенька — достижение и старт для новых преодолений.

Вторая опасность, подстерегающая соблюдающего человека, — «паттернизация». Каждая заповедь состоит из практического действия и каваны — содержания мыслей во время исполнения заповеди. Мы не просто целуем мезузу, мы осознаем, что входим с улицы в еврейский дом, наполненный святостью. Говоря благословение перед едой, мы искренне благодарим Творца, создавшего пищу, которую мы едим.

Но так как внешняя сторона большинства заповедей очень проста, то нам очень легко довести практику до автоматизма. Это напоминает скольжение на лыжах по лыжне, да еще с горки. Как только мы начинаем скользить по склону, нас уже несет к финишу.

Человек, выполняющий заповеди автоматически, обесценивает великий дар.

Как в известном плакате советских времен, «Сэкономишь минуту — потеряешь жизнь».

Наша задача, зная суть ситуации, настраивать сознание на правильные мысли еще до выполнения заповеди. И когда наши мысли включены в процесс, мы не спеша выполняем нужные действия, наполнив их смыслом и святостью.

Третья опасность заложена в наличии двух видов заповедей — этических и «ритуальных». Этические — это отношения между людьми, гостеприимство, благотворительность, воспитание детей, супружеская верность, честный бизнес и т. д.

Ритуальные заповеди — это молитва, мезуза и тфиллин и т. д.

Ритуальные заповеди выполнять гораздо легче, они не требуют духовных усилий, и их легче делать «напоказ».

Дело в том, что выполняя этические заповеди, на «мундире» не указывается. И легче купить черный костюм, цицит и кипу и считать, что «еврейство» у человека в кармане.

Мы писали когда-то, что Авраам, общаясь с Б-гом и увидев путников, «бросил» Б-га и побежал встречать гостей. Он воспринял гостей не как мешающих диалогу с Б-гом, а как продолжение диалога. Б-г послал путников, чтобы Авраам проявил себя.

Все эти три «побочных эффекта» обычно бросаются в глаза, особенно тем, кто сам не хочет духовно расти. И многие светские евреи прикрываются этими тремя факторами, подменяя ими суть иудаизма, которую они часто не понимают.

Это не вина наша, а беда, ведь никто в бывшем Союзе не учил нас пониманию сути духовных процессов. Зная это, мы можем отделить зерна от плевел и, «огибая подводные камни», двигаться к цели правильной дорогой.

Опубликовал: Рав Меир БРУК

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора