Антисемит в законе

Продолжение. Начало в № 880

«Среди антисемитов теперь есть очень культурные люди, а с другой стороны — очень богатые и могущественные люди, которым доступны самые верные средства фальсификации».

Владимир Жаботинский

«Вместо апологии», 1911 г.

Остановлюсь на одной детали. В «Первенце» Солженицын сам обвиняет евреев: «(У них был) расслабляющий расчет: страна здесь не наша, кроме нас — много Иванов, им всё равно воевать, они и за нас повоюют с фрицами. А нам лучше сохранить свою выдающуюся по талантам нацию…». За минувшие 35 лет «притекло интересное свидетельство» (выделено мной — С. Д.), позволившее ему озвучить в «Двести лет вмести» ту же мысль уже «еврейским голосом» — голосом юноши Шулима Даина, погибшего позднее под Сталинградом. В самом начале войны он сказал своему другу Иону Дегину: «Сцепились насмерть два фашистских чудовища, и что нам в этом участвовать». Не упустил Александр Исаевич «притекшее свидетельство», выдав его за нежелание евреев воевать: «И можно охватить, что не один же Даин так думал, а особенно среди евреев постарше и с большим жизненным опытом. И такое настроение у евреев, особенно тех, что были преданы всевечной идее Израиля, можно вполне понять. Но всё же с недоуменной оговоркой: враг шел — главный враг евреев, на уничтожение прежде всего евреев, — и как же мог Даин и сходно мыслящие остаться нейтральными? А русским, мол, так и защищать свою землю?» (выделено мной — С. Д.).

А вот, что написал в своей книге Ион Дегин (И. Дегин «Из дома рабств», изд. «Мория», 1986). «Сейчас, спустя 38 лет, я с удивлением вспоминаю этот разговор. Откуда у 18-летнего юноши такое пророческое ясновидение? Он говорил, что в смертельной схватке сцепились два фашистских чудовища, что было бы счастьем, если бы евреи могли следить за этой схваткой со стороны, что это не их война, хотя, возможно, именно она принесет прозрение евреям, даже таким глупым, как я, и поможет восстановить Исроэль.

Я считал абсурдом всё, о чём говорил мой друг. И самым большим абсурдом — слова о еврействе и каком-то Исроэле.

Возможно, зная мое пристрастие к литературным образам, Шуля сказал: «А Исроэль был всегда. Есть и сейчас. Просто, как спящая красавица, он сейчас в хрустальном гробу. Не умер. Спит. Ждет, когда прекрасный принц разбудит его. Увы, прекрасным принцем окажется эта ужасная война. Не наша война. Хотя пробуждение Исроэля в какой-то мере делает ее нашей. Когда меня призовут, я пойду на войну. Но добровольно? — ни в коем случае». Разгневанный, я ушел, хлопнув дверью.

«… Шулим Даин погиб в Сталинграде. Крепкий, коренастый Шуля с большой лобастой головой ученого, со смугло-матовым лицом сефарда, с горящими черными глазами пророка. Погиб в боях с немецко-фашистскими захватчиками. Погиб, как и многие ребята из нашей школы. И из других школ Могилева-Подольского. Страшная статистика. В двух девятых классах нашей школы был 31 мальчик. Из них 30 — евреи. В живых остались 4. Все — инвалиды Отечественной войны».

Действительно поразительно ясновидение 18-летнего Даина. Вспоминая время заключения пакта Молотова-Риббентропа (август 1939 г.), более опытный (ему было 25 лет) Марк Галлай писал («Новый мир», № 9, 1966): «… Начались вещи совсем уж непонятные. Фашистов перестали называть фашистами — ни в печати, ни в мало-мальски официальных докладах и речах найти это слово стало невозможно… Да, нелегко было понять, что к чему!»

Расскажу коротко о самом Ионе Дегине, известном киевском хирурге-ортопеде, профессоре, поэте и прозаике, уже много лет живущем в Израиле. Шестнадцатилетним мальчишкой ушёл он на фронт, его первый бой был на 11-й день войны. Начав в пехоте, он прошёл затем войну лейтенантом-танкистом, неоднократно был ранен. Вот одно из его стихотворений. Оно написано в декабре 1944 года. Публикуя его много лет спустя и не зная ничего об авторе, Евгений Евтушенко написал: «Из планшета неизвестного лейтенанта»:

«Мой товарищ, в смертельной агонии

Не зови понапрасну друзей.

Дай-ка лучше согрею ладони я

Над дымящейся кровью твоей.

Ты не плачь, не стони, ты не маленький,

Ты не ранен, ты просто убит.

Дай на память сниму с тебя валенки —

Нам ещё наступать предстоит.»

Опубликовал: Соломон ДИНКЕВИЧ

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора