Оппозиция: враги или союзники?

Мы как-то уже стали привыкать к этому странному до недавнего времени для нас, тех, кто приехал из бывшего СССР, понятию — оппозиция. А ведь в советские времена оно имело политическую подоплеку и нередко выжигалось на корню. Теперь же мы не представляем, как может плодотворно работать правительство в демократической стране без заинтересованных оппонентов. Заинтересованных в том, чтобы государственные мужи, коим доверено руководить страной, трудились в полную силу и в полном объеме и вели страну по намеченному курсу.

Речь пойдет о временах нынешних, когда правительства трудятся под неусыпным контролем конкурентов, готовых в любую минуту найти оплошность, недоработку и предложить свое видение проблем. В моде сейчас самое ходовое понятие — конструктивная оппозиция. Это хорошо, если конструктивная, борющаяся вместе с правительственной коалицией за правое дело. А если…

Вот уже минуло более 100 дней плодотворной работы нового правительства Израиля. Думаю, что я нисколько не преувеличиваю, назвав его работу плодотворной. (Очень хочется верить, что так будет и впредь). Видимо, о коренных достижениях говорить еще рано, но, по-моему, определенный темп уже задан. Итак, у власти коалиция «Ликуда», «Аводы» и НДИ во главе с Биньямином Нетаниягу, а в оппозиции левоцентристская «Кадима» во главе с Ципи Ливни и иже с ней — левые, левацкие и… арабские партии. Вот такой получился винегрет. Уже на первых порах оппозиция обозначила свою генеральную линию: во всем перечить, не дать правительству развернуться, тормозить все его инициативы. В глаза бросается нервозность, нежелание смириться с поражением. Причем, нервозность исходит прежде всего от самой Ципи Ливни, а также от недавнего спикера кнессета Далии Ицик, других видных оппозиционеров. Мелкие уколы не в счет, спишем их за счет нежелания и неумения считаться с реальной действительностью.

Генеральное сражение развернулось вокруг святая святых — бюджетных дебатов в кнессете, заранее согласованных. Оппозиция не стала утруждать себя деталями и просто объявила бойкот и покинула зал заседаний вместе с левыми и арабскими депутатами. Пришлось коалиции обсуждать бюджет в одиночку. Подобный демарш израильская журналистка Марина Розенблит назвала «итальянской забастовкой». Такое «содружество» уже изначально предусматривает не просто раскол, а раскол принципиальный по самым насущным вопросам. В самом деле, что может быть общего у арабских партий, являющихся, по сути, «пятой колонной» в стране, с проблемами Израиля. В свое время той же Далии Ицик, когда она сидела за председательским столом в кнессете, пришлось немало побороться с ними. А ныне они — в одном строю. Куда там до престижа страны и государственных дел, когда очень важно «насолить» коалиции…

Вообще манера все и вся отвергать, не предлагая при этом конструктивного решения, ничего общего не имеет с государственным подходом. Бывает и того хуже, когда прослеживается такая явная тенденция — чем хуже им, тем лучше нам. Когда стал вопрос о назначении нового ответственного за освобождение Гилада Шалита и называлось имя специалиста по переговорам из «Кадимы», Ципи Ливни воспротивилась: а вдруг, дескать, у него получится и победу запишут на счет коалиции. Как назвать сей вывих? О каком государственном мышлении может идти речь? Поэтому можно понять Шауля Мофаза (бывшего начальника генштаба и министра обороны, генерал-лейтенанта) из руководства той же «Кадимы», который в интервью 2-му каналу ИТВ заявил, что «главная проблема государства в отсутствии правительства национального единства, создание которого торпедирует Ципи Ливни». По словам Мофаза «интересы государства должны быть важнее интересов партии, и поэтому я настаивал ранее и настаиваю сейчас на присоединении к правительству Нетаниягу». Верно сказано.

Нелегкую ношу взял на себя Нетаниягу. Сейчас настало время «Ч», когда надо точно обозначить свои приоритеты, не стоять по стойке «смирно» и заглядывать в рот «старшему брату», набраться храбрости и мудрости иметь собственное мнение. Израильский премьер, по-моему, на правильном пути (стучу по дереву, чтобы не сглазить). Тем более, что в последнее время четко обозначилась тенденция руководства США по отношению к Израилю. Какая? Расскажу о такой, на первый взгляд, «незначительной» детали, на которую обратили внимание израильские СМИ. Держу в руках газету «Вести-2» за 18 июня с. г. Свою статью «Ultima thule» Дов Конторер предпослал снимком, представленным для публикации в СМИ пресс-службой Белого дома: положив ноги на стол, президент США говорит по телефону с премьер-министром Израиля.

«В западной прессе, — объясняет автор статьи, — цитировались правила вежливости, рекомендуемые дипломатам и бизнесменам при посещении арабских стран: «Не подавайте арабам левую руку. Не сидеть так, чтобы подошвы обуви были обращены в сторону араба». И далее: «Обама, разумеется, знал, сколько удовольствия он доставит арабам, сунув подошвы своих ботинок в лицо Биньямину Нетаниягу… Придраться израильтянам будет не к чему: у американцев так принято. Зато арабы сразу поймут, за кого Обама держит Нетаниягу».

Это был продуманный жест, продолжает Дов Конторер, которого Обама никогда не позволил бы себе в отношении саудовского короля или президента Мубарака. И делает вывод: «И если мы не хотим иметь дело не просто с давлением, а с нарастающим политическим хамством Белого дома, нам следует обозначить уже сейчас рамки того, что Израиль считает допустимым по отношению к себе и своему премьеру». Дошло до того, что уже и французский президент дает указание премьер-министру в самой что ни на есть грубой форме — кого назначить министром иностранных дел Израиля…

Вот такие казусы. Имеют ли они отношение к теме нашего разговора? Самое прямое. В этой обстановке единство общества по глобальным проблемам жизни и престижа государства — задача общенациональная. Коалиция и оппозиция, когда речь касается безопасности, имиджа страны в целом должны быть в одной упряжке и тянуть государственную поклажу в равных долях. И главным арбитром здесь должен выступить избиратель, голосами которого нередко пренебрегают народные избранники.

Желание всячески навредить, исказить, сфальсифицировать события стало чуть ли не правилом наиболее оголтелых леваков, которые не могут примириться с поражением своих кумиров. В этот кругооборот вмешались не только политики, но и некоторые ученые. Назовем их т. н. учеными. Как же можно по-иному назвать, скажем, профессора археологии Тель-Авивского университета Израиля Финкельштейна, утверждавшего, что «древних царств Соломона и Давида вообще не было»; или профессора истории того же университета Шломо Занда, заявившего, что… «евреев, как древнего народа, также не было»; от доктора Ури Мильштейна узнаем, что у Израиля «не было военных побед»; профессора Моррис и Илана Паппе из Хайфы утверждают, что «израильский народ не имеет прошлого», и они надеются, что «он не имеет будущего», тем не менее приносит «колоссальные страдания палестинскому народу, у которого яркое прошлое, героическое настоящее и радужные виды на будущее»… Рассказывая об этих «новшествах», профессора физики М. Я. Амусья и М. Е. Перельман заключают: «Когда слышишь или читаешь все это, кажется, что ты в доме умалишенных» («Новости», 18 июня с. г.). Эти и им подобные горе-летописцы и составляют основу электората Ц. Ливни. (Добавлю, что упомянутый выше Ури Мильштейн был гостем в программе 9-го канала ТВ «Персона» и Владимир Бейдер, ведущий, с благоговением взирал на своего «героя», который целых 45 минут рассказывал небылицы.)

Подобные демарши имеют свою печальную историю. Вспомним хотя бы июньские события 1981 года, когда ВВС Израиля готовились разбомбить ядерный реактор в Ираке. Решение, принятое Менахемом Бегиным, в ту пору премьер-министром, держалось в строжайшем секрете, об этом знал лишь узкий круг политиков. А ведь тогда вся операция могла сорваться: ученый-ядерщик профессор Узи Эвен имел неосторожность поделиться новостью с Шимоном Пересом, председателем партии «Авода» и лидером оппозиции. И тот, как пишет Эфраим Ганор, «буквально взвился на дыбы» и написал Бегину гневное письмо… Стоило попасть этой писанине в недобросовестные руки, и с такой тщательностью задуманная операция, в которую вложили немало сил и средств, могла сорваться. А ведь вся загвоздка была не только в здравом смысле, а в простой зависти: крупное дело прошло мимо оппозиции.

Время все расставило по своим местам. А тогда Менахем Бегин прямо заявил, что промедли Израиль с операцией, и бомбардировка могла бы спровоцировать выброс радиации. Трудно представить себе последствия.

Да, демократическому государству без оппозиции не обойтись. Она должна быть строгой и беспристрастной, объективной и правдивой. И еще — заинтересованной в общем успехе. Словом, оппозиция должна быть союзником, а не врагом. Разумеется, со своим видением, своей программой, своими подходами, со своим критическим анализом. Но это должна быть критика, направленная на общий успех. Никоим образом нельзя допустить, чтобы торжествовала дурь.

В заключение вновь вернусь к интервью Шауля Мофаза, на этот раз радиостанции «Галей Шахал». Так вот, о Ципи Ливни он сказал буквально так: «С ней хорошо выпивать в баре, но не нести бремя ответственности за принятие серьезных решений» (Cursorinfo.co.il. 07.05.09). Что ж, тут ни убавить, ни прибавить.

Опубликовал: Петр Ефимов

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора